разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [01/09/2003] Объективы Hasselblad
стрелка [30/04/2003] Среднеформатные объективы с байонетом Pentacon Six. Объективы со стандартным фокусным расстоянием.
стрелка [14/03/2003] Проверка разрешения фотоаппарата/объектива (Средний формат (120/620))
стрелка [24/01/2003] Расширение ассортимента телефото объективов.
стрелка [20/12/2002] Mamiya. Три объектива Mamiya высшего класса для камеры 645AF

Реклама
RB2RB2

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Объективы]  2/3/2004

Автоматическая фокусировка и объективы с переменным фокусным расстоянием в среднем формате.

Автор: Ярослав Амелин (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

Изначально и автоматическая фокусировка и объективы с переменным фокусным расстоянием были призваны облегчить жизнь фотографа, особенно при оперативной съемке. Сегодня автофокусом и зум-объективом в среднем формате никого не удивишь, но значительная часть профессионалов относится к "нововведениям" как минимум осторожно. В этой статье я попробую немного оправдать техническое совершенство для тех, кто против, и поставить дополнительный знак вопроса для тех, кто за.

Первая среднеформатная камера с автоматической фокусировкой - Pentax 645 N, появилась в 1997 году. После этого автофокус проник в самый компактный из средних форматов - 645-й. Сейчас четыре производителя выпускают и обновляют автофокусные камеры в этой области. Их последние разработки: Contax 645 AF, Hasselblad H1, Mamiya 645 AFD, Pentax 645 NII. Самый большой формат из всех оснащенных автоматической фокусировкой пока 66, с единственным представителем - камерой Rolleiflex 6008 AF.

Начав с узкого формата, автофокус решительно проник в фотографию, хотя противников автоматической фокусировки всегда было больше, чем нужно. В среднеформатной фотографии все повторилось: те же опасения, те же мифы и страшилки. Начну, я с самого главного свойства автофокуса - его всегда можно отключить. Я не знаю ни одного среднеформатного аппарата, где бы нельзя было отключить автоматическую фокусировку, и на объективах которых не было бы пусть и менее удобного, чем где-то еще, но фокусировочного кольца. Это основное свойство позволит вам фокусироваться вручную, а также более продуктивно использовать технику гиперфокальной фокусировки.

Есть масса тестов, а еще больше - ссылок на них, показывающих, что ручная фокусировка точнее и быстрее автоматической. Одновременно с этим, камеры с автоматической фокусировкой покупают, и покупают достаточно интенсивно. Наконец, современный репортаж и особенно спортивная фотография настолько пропитались автофокусом, что большинство фотографов вряд ли получат результаты такого же качества с ручной фокусировкой, даже если они раньше работали механическими объективами.

И здесь пора сказать об опыте. Опытный фотограф вполне возможно и сфокусируется быстрее вручную, если он значительную часть жизни этим занимался. Фотограф, который пришел в фотографию и взял сразу автофокусную камеру, с ней получит результат намного быстрее. Конечно, я помню о типичных камнях преткновения автоматической фокусировки, таких как малоконтрастные объекты, объекты в темноте и заходящие друг за друга предметы. Но справедливости ради стоит заметить, что подавляющее большинство съемочных ситуаций современным фокусировочным системам по зубам и нареканий по точности фокусировки нет. Можно согласиться, что автоматическая фокусировка работает чуть хуже при использовании длиннофокусной оптики, особенно когда объектив начинает "елозить" в поисках объекта. Но нельзя и не соглашаться с тем, что поймать в фокус 500-мм объектива движущийся предмет на полностью открытой диафрагме используя только левую руку достаточно тяжело и требует опыта.

Поэтому преимущества автоматической или ручной фокусировки становятся преимуществами только при наличии значительного опыта использования той или иной техники. И здесь скорее ваш опыт и тренировка определяют то, что вы выберете. Но совершенно точно, что большинство фотографов, которые говорят, что фокусируются быстрее вручную, на самом деле фокусируются медленнее, особенно с коротко- и среднефокусными объективами, где автофокусировка практически мгновенна. И еще один важный момент: если у вас не идеальное зрение, то автоматическая фокусировка скорее вам поможет, чем навредит. Небольшие отклонения в зрении могут сыграть злую шутку при использовании малых диафрагменных чисел - 2 или 2.8 для среднего формата. Вы наводили на глаз, а резким получился нос - вполне возможный вариант.

В пейзажной фотографии, когда часто используется шкала глубины резко изображаемого пространства (ГРИП), автоматическая фокусировка может даже помешать, так как навести объектив на гиперфокальное расстояние путем подбора соответствующего объекта между фотоаппаратом и бесконечностью может стать проблемой. Здесь самым простым вариантом является переключиться в режим ручной фокусировки и воспользоваться шкалой ГРИП. (К сожалению, я не могу достоверно ответить, на всех ли объективах для среднеформатных автофокусных аппаратов есть такая шкала.) Даже в случае пейзажной съемки отсутствие шкалы ГРИП не смертельно, просто сфокусируйтесь на бесконечность или на середину расстояния между вами и отдаленным пейзажем.

По теории, и все это знают, надо фокусироваться на то самое гиперфокальное расстояние. Но при этом слишком велик риск, что вы получите нерезким дальний план из-за ошибки в определении это самого расстояния на глаз. Вероятна эта ошибка и при наличии шкалы ГРИП, потому что она может быть не совсем точно нанесена на объективе. Из личного опыта скажу, что на практике такие случаи у меня были, и поэтому я пользуюсь приемом гиперфокальной фокусировки очень осторожно и с перестраховкой, устанавливая фокус объектива на расстояние чуть большее гиперфокального. Кстати, вы проиграете не так уж и много резкости, если сфокусируете объектив на бесконечность. По той самой шкале ГРИП вы можете достаточно точно определить сколько именно.

Практика показала, что автофокусировка может с успехом применяться и в пейзажной фотографии, и в интерьерной, и даже в макросъемке, хотя многие согласятся с тем, что там она совсем не обязательна. Наконец, та же практика показывает, что автофокус прочно завоевал себе место под солнцем в консервативной среднеформатной фотографии и уходить оттуда явно не собирается, а вот появление автофокусной камеры формата 67 весьма вероятно.

Объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) появились в среднеформатной фотографии еще до автофокуса. Хотя и здесь мы можем говорить о влиянии 35-мм зеркальных камер. Основной аргумент противников зумов - снижение качества изображения по сравнению с дискретными объективами. И этот аргумент абсолютно непоколебим. Очевидно, что зум-объектив - это компромисс между несколькими объективами, со всеми вытекающими последствиями принятия компромиссных решений. Другое дело, что эти последствия не так катастрофичны, как может показаться. И в среднеформатной фотографии качество зумов очень высоко.

Высоко по нескольким причинам. Во-первых, все зум-объективы для среднего формата имеют небольшую кратность. Она не больше двух в отличие от десятикратных объективов в узком формате. Во-вторых, в среднеформатной фотографии нет понятия "бюджетные объективы". Я еще соглашусь, что можно говорить о "бюджетных камерах" в среднем формате, хотя я бы предпочел более точную, на мой взгляд, формулировку "облегченные варианты базовой модели". Даже более дешевые серии, которые позиционируются производителями как "бюджетные", на самом деле таковыми не являются; достаточно посмотреть на цены и характеристики. В-третьих, качество среднеформатных объективов, как и контроль качества, часто выше таковых в 35-мм формате. В-четвертых, максимальная диафрагма в зум-объективах меньше, чем в похожих дискретных, что само по себе зло, но на качестве изображения сказывается положительно.

Причина появления зумов даже в среднем формате очевидна - это удобно. И удобно вдвойне, когда вы находитесь вне студии. И указанное удобство еще перемножается на два, когда вам нужно тащить технику на себе. И уж совсем бесценным зум объектив становится тогда, когда вам приходится менять композицию кадра не меняя точки съемки. А это бывает достаточно часто.

Типичные примеры использования зумов: съемка в горах, в городе на стесненных улицах, съемка репортажа, когда надо "мгновенно подойти вперед", наконец, все съемки "ленивых фотографов", которым не хочется перемещать штатив в студии или перемещаться самим относительно объекта съемки.

Плата в потере качества при съемке среднеформатными зум-объективами, скорее теоретическая, нежели имеет существенные основания. Здесь все зависит от того, что для вас качество и сколько вы готовы за него заплатить, что для вас композиция и сколько вы отдадите за нее, наконец, что для вас деньги и сколько их вы готовы затратить. Приобретение зум-объектива может оказаться выгоднее покупки нескольких объективов, а может оказаться дороже. Здесь все зависит от производителя, а иногда и от места покупки. Но почти все среднеформатные системы содержат хотя бы один объектив с переменным фокусным расстоянием. Причем это относится не только к формату 645, но и к 66, 67 и даже 68.

Лидером по количеству зум-объективов является автофокусная система Pentax 645, в которой пять зумов от 33-55/4.5 до 150-300/5.6. Часто, в среднеформатной системе всего один-два зума преимущественно портретного или нормального диапазонов. Поэтому на самом деле выбора у вас нет, вернее он существует в тот короткий отрезок времени, когда вы выбираете систему. Вполне возможно, что производители будут увеличивать присутствие объективов с переменным фокусным расстоянием в своих линейках оптики, но наиболее вероятно их прибавление в системах формата 645. Логика производителей ясна: если фотографам удобно снимать зумами, мы предоставим им эту возможность; если фотографы хотят снимать дискретными объективами - выбор не сократился.

На сегодня, совершенно очевидно, что как бы вы не хотели снимать одними зумами, ни одна среднеформатная система не предоставит вам такой возможности, а раз так, то дискретными объективами вы будете пользоваться все равно, что даст возможность сравнить качество результата.

Зумам свойственны и недостатки: пониженная светосила и, иногда, большие габариты и вес по сравнению с дискретными объективами. Увеличенные габариты и масса характерны для широкоугольных зумов, которых немного, причем замечание действует только для конкретных дискретных объективов, а не для всего их диапазона, который заменяет зум. Снижение светосилы у среднеформатных зумов значительно менее заметно, чем в узком формате. Среднеформатные объективы вообще часто менее светосильны своих аналогов в "кинопленочном" формате.

Самыми светосильными объективами в среднем формате чаще всего являются штатные объективы, а все остальные темнее на ступень, две или три. При этом для зумов характерно снижение светосилы на шаг с короткого конца по сравнению с аналогичным дискретником, и на полшага с длинного конца. Иногда светосила зума практически идентична заменяемым дискретным объективам, как у Pentax SMC 67 55-100/4.5, который может заменить объективы 55/4, 75/4.5 и 100/4; правда в середине диапазона там еще есть 75/2.8 и 90/2.8. В разумных пределах снижение светосилы не должно создавать каких-либо проблем, хотя здесь все зависит от особенностей применения конкретного объектива в конкретных условиях.

Теперь вы можете спросить: "Какие же выводы?". А я вам отвечу: все чрезвычайно просто. Если у вас достаточно денег, то лучше всего купить и зум и пару дискретных объективов, что даст непревзойденную свободу выбора и головную боль каждый раз, когда надо определять, что уложить в кофр на сегодня. Если вы сторонник минимального комплекта оборудования, то выбор зависит от преобладающего вида съемки. И здесь я не во власти давать четкие указания, а лишь приведу собственное мнение.

Для архитектуры, интерьера, натюрморта и пейзажа я беру дискретные объективы. Это связано с тем, что камера на штативе, а я могу побегать в поисках точных границ кадра. Вторая причина выбора для данных видов съемок дискретных объективов связана с качеством. Особенно в интерьерных съемках дисторсия - серьезная проблема зумов - мало приемлема. Дискретные объективы чаще дают более равномерное разрешение по площади кадра, а вот углы у зумов иногда настолько плохи, что дальше некуда. Все же такие вершины оптики как Biogon 38/4.5 CFi объективы с переменным фокусным расстоянием покорят не скоро.

В случае портретов, репортажа (в среднем формате репортаж больше ассоциируется со съемкой свадеб и подобных мероприятий, а не беготней в бежевом жилете по улицам с выщербленными стенами) и моды зум для меня намного приятней. Качество теряется не сильно, так как углы кадра в большинстве своем малозначимы или вообще не в фокусе, а точное кадрирование движущихся объектов дает вам возможность не обрезать изображения дискретников.

Самый лучший способ определить подходит вам зум или нет - провести пробную съемку. Правда здесь тоже есть опасность сделать скоропалительные выводы. К сожалению, мало магазинов в России предоставят такую возможность и, в основном, это будет "сэконд-хэнд". Поэтому тесты и субъективные оценки станут важнее. На что обратить внимание? На самые больные места зумов: разрешающую способность по углам и дисторсию на краях диапазона фокусных расстояний, массу и, конечно же, цену. Иногда за деньги, потраченные на один зум, можно купить целую гору объективов пусть и бывших в употреблении, но все равно лучших, чем зум. Здесь все зависит от конкретных предложений на рынке.

Возможно теперь у вас еще больше вопросов и сомнений, чем до того времени, как вы начали читать эту статью. Автофокус? Зум-объективы? Ничего страшного - это всего лишь технические средства решения фотографических и творческих задач…

©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелкаСсылки по теме
стрелка Mamiya. Три объектива Mamiya высшего класса для камеры 645AF(rus)
стрелка Библиотека среднеформатной техники (раздел обьективы)(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
 
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте