разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #7   [Обзоры]  5/9/2004

Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Автор: Дмитрий Кузнецов (Dmitry.Kuznetsov@licr.org)
Оригинал статьи: http://cmpteam5.unil.ch/~dkuznets/
 

стрелка Количество страниц  1  2  

Свет в пейзажной фотографии.

Фотография в переводе с древнегреческого означает «запись света». То есть свет должен БЫТЬ, он должен правильно освещать сцену в соответствии вашими художественными замыслами. Помимо разного освещения местности за счёт угла падения, свет утром, днём и вечером имеет разную окраску, что придаёт разное эмоциональное настроение фотографируемой сцене.

Иллюстрация №21 Озеро Derborence. Боковое освещение помогает отдельным лиственницам не потеряться на фоне зелёной воды и тёмного-зелёного леса, отчётливо давая зрителю представление о глубине сцены.Утренний или вечерний свет. Основное отличие утреннего и вечернего бокового света в том, что он позволяет разделить проецирующиеся друг на друга элементы сцены и избежать их «слипания», нечитаемости одних объектов на фоне других. (Илл. 17, 21). В горах это особенно важно, поскольку очень часто одни элементы (деревья, камни или вершины) находятся на фоне других, и при неправильном свете снимок выходит «плоским». Именно поэтому считается правильным фотографировать утром или вечером, при положении солнца «сбоку». Однако, не стоит пытаться фотографировать горный пейзаж, когда утренний или вечерний свет падает «сзади» - почти наверняка вы получите «плоский» снимок. Отдельно стоит фотографирование «против света» или контражур. Снимая в контровом свете, можно совершенно испортить кадр, а можно получить шедевр. Иллюстрация №22 Закат на Женевском озере. Контровое освещение в сочетании с отражённым светом дают прекрасный цветовой контраст, по-разному освещаяя поверхность воды, облака заснеженные ёлки.Проблем при съёмке в контражуре возникает достаточно, начиная от паразитного отражения солнечного света на поверхностях внутренних линз объектива, и заканчивая повышенной контрастностью всей сцены. Почему же снимки, сделанные в контражуре, так специфичны и так интересны (Илл. 22) ? Основная причина, на мой взгляд, состоит в том, что основные типы элементов горных сцен (камень, вода, снег, растительность) по-разному отражают контровой свет, поэтому сцена отчётливо разделяется на планы и элементы легко читаются. Дать рецепт сценария удачной съёмки в контражуре невозможно. Только практика и анализ собственных неудач, даст ответы на возникающие вопросы.

С точки зрения эмоциональности, утренний свет обычно рисует фотографируемую сцену в жизнерадостных тонах (Илл.17). Вечерний свет может придавать фотографии и настроение расслабленности, и настроение возбуждённости, даже агрессивности, в зависимости от интенсивности красного цвета (Илл.23).

Иллюстрация №23 Перевал Lovenex. Насыщенный свет заката создаёт сюрреалистическое освещение. Усиленный диапозитивной плёнкой Kodak E100VS и оттенённый градиентным фильтром Cokin 121, этот свет придаёт снимаемой сцене далеко не спокойное настроение.Дневной свет. Дневной свет, конечно не столь живописен, как свет утренний или вечерний. Однако, и его можно довольно удачно использовать для съёмки, если помнить о наличии облаков.

Основная идея состоит в использовании световых акцентов. Это происходит, когда малозначительные объекты попадают в тень облаков, в то время как ключевые предметы освещены (Илл.23). Но раз передвинуть солнце или разогнать тучу невозможно, то остается одно - ждать. При этом надо помнить, что не все облака в горах равномерно движутся в одном направлении, как это обычно происходит над равниной. Часто облака повисают над каким-то местом (например, над ледниками), и могут висеть там, увеличиваясь или уменьшаясь в размере, в течении всего дня. Бывает и наоборот: невинное с виду облачко за каких-нибудь двадцать минут превращается в грозовую тучу. Опыт позволяет предсказывать какие-то вещи, но в любом случае – если вы хотите сделать удачный снимок, то запаситесь терпением.

Иллюстрация №24 Озеро Emmoson, слева горы Mur de Rosses. Частичное освещение позволило акцентировать внимание на маленьком камне справа, противопоставляя его возвышающейся слева неосвещённой горной громаде. Такое противопоставление способствовало лучшей передачи объёма сцены.Другим положительным свойством почти вертикального дневного света является то, что он освещает узкие, глубоко лежащие долины или каньоны. Такое освещение, в сочетании с интересными тенями от соседних гор и облаков, позволит вам снимать эти «неудобные» для фотографии создания природы, показывая их глубину и величие (Илл.23). Кстати, обобщая этот пример, можно сказать, что хорошие пейзажные снимки, сделанные днём, отличает именно хорошая передача объёма сцены.

Рассеянное освещение. Равномерный свет облачного дня весьма труден для создания эмоциональных снимков. Именно поэтому хороших снимков, сделанных при таком освещении мало, именно поэтому эти нечасто встречающиеся хорошие снимки ценятся и вызывают интерес зрителя. Иллюстрация №25 Перевал Barberin, вид на долину Emaney. Почти вертикальные лучи дневного солнца освещают зажатую между горами долину, а угловатые тени от расположенной слева горной гряды Pointes d’Aboillon дают взгляду точку отсчёта, предотвращая потерю глубины. Присутствие двух человеческих фигурок на тропе в нижней части кадра дополнительно обостряет восприятие масштаба.Обычный мотив, на тему которого удаётся сделать хороший снимок - демонстративная неприветливость дикой природы (Илл.19, 26).

Сумерки. Съёмка горных пейзажей в условиях сумерек редка, и, как правило, ограничена фотографированием горных силуэтов. Отдельно стоят редкие и красивые кадры горных пейзажей, снятые при слабом освещёнии полной луной, однако, в силу сложностей как со стороны практической, так и со стороны фотографической, практику такого вида съёмки вряд ли можно рекомендовать для начинающих фотографов.

 

Планирование съёмки.

Иллюстрация №26 Озеро Tanney. Частые туманы и нагромождение камней позволяют там весьма удачно снимать сцены на тему о дикой, неприветливой горной природе.«Оказаться в нужном месте в нужное время» - гласит одно из непреложных правил фотографии. Хотя это правило и подразумевает изначально репортажную съёмку, осмысление и применение его в пейзажной съёмке более чем полезно.

Первую половину этого правила следует понимать как практику посещения мест, где возможно появление каких-нибудь красивых природных явлений: начиная от простого освещения горы лучом закатного солнца, и заканчивая извержением вулкана. Хотя очевидно, что немаловажную роль в том, что вы оказались именно в нужном месте и в нужное время, играет удача, однако целенаправленно планировать фотографические вылазки можно и нужно. При планировании посещения какого-нибудь места в первый раз необходимо в первую очередь учитывать рельеф местности и его расположение относительно солнца, т.е. пытаться предвидеть, что будет освещено, а что будет в тени в то время суток, когда вы планируете там быть.

Это потребует подробной карты местности, а так же умения с этой картой работать. В идеале, после внимательного изучения карты региона предполагаемого похода, в голове должен возникнуть приблизительный трёхмерный набросок местности и пролегание вашего маршрута по нему. Как минимум, необходимо понимать, где вам предстоит идти вверх, а где вниз. Как цель (или одну из целей) похода полезно бывает наметить небольшие плато, желательно с небольшими озёрами – опыт показывает, что именно там можно снять наиболее интересные кадры.

Иллюстрация №27 Озеро Fenetre (внизу), гряда Mont- Blanc на заднем плане. Рассматривая карту, я обнаружил неподалёку от перевала Grand-St-Bernard это небольшое плато с расположенными на нём несколькими озёрами (озеро Fenetre в их числе), и решил, что, освещённые закатным солнцем, оно может быть хорошим сюжетом для съёмки. Расчёт оправдался, хотя свой лучший кадр там (Илл. 5) я снял только на следующий год.Хотя это звучит немного фантастично, но могу засвидетельствовать, что это вполне возможно, и что я сам несколько раз «вычислял» кадр по карте (Илл.27). Огромную помощь в осознании художественного потенциала незнакомой для вас местности может оказать просмотр туристических открыток. Конечно, не надо пытаться повторять эти открытки (да это и практически невозможно, как «нельзя войти в одну и ту же реку дважды»), однако пренебрегать ими не стоит, тем более, что эти открытки, как правило, снимают профессионалы, хорошо знающие местность.

Естественно, что первый поход вполне может оказаться не слишком продуктивным. Это нормально. Просто вам, будучи вооружённым знаниями, надо не полениться, и, с учетом собственных промахов и полученных конкретных знаний о той местности, посетить облюбованную точку во второй (а при необходимости и в третий) раз, и снять там свой шедевр. Как пример, могу привести фотографию (Илл.29) места, куда я ездил не меньше десяти раз, и в результате всё-таки снял неплохой кадр.

Вторая половина правила, предписывает быть на месте вовремя. «Быть вовремя» - понятие широкое, включающее и сезонные сроки (например, время цветения лугов в горах для съёмки кадров о начале лета, или время пожелтения лиственниц для съёмки кадров об осени, или обильное выпадение снега для съёмки зимних кадров); и суточные сроки (например, время восхода и заката); и сиюминутные временные рамки (например, наползание облака, закрывающего тенью задний план, или прекращение ветра, колышущего траву на переднем плане).

Иллюстрация №Перевал Col Jamain, вид в направлении Женевского озера, у подножия гор расположен город Vevey. Поняв, что приближающаяся гроза может принести отличный кадр запечатляющий молнию, и зная, что среагировать на неё вне пределов быстроты человеской реакции, я быстро поставил фотоаппарат на штатив, открыл затвор, и стал ждать. Молния ударила приблизительно через пол-минуты.

Практически, всегда лучше быть на месте заранее, и, подготовив всё для съёмки, ожидать благоприятного момента. Хотя пейзажная съёмка не репортаж, но, тем не менее, и в ней требуется умение оперативно оценить живописность сцены и вовремя нажать спуск. Я потерял значительное количество отличных кадров из-за того, что не успевал вовремя среагировать на какое-нибудь быстрое изменение сцены, придающее кадру «изюминку». Но если вы среагировали вовремя, и действовали быстро и точно, то наградой вашему мастерству будет эффектный кадр (Илл.28).

 

Фототехнический арсенал.

Очевидно, что для успешного фотографирования горных пейзажей фотограф должен иметь хорошую фототехнику. Каким же должен быть оптимальный комплект?

Иллюстрация № 29 Перевал Croix, вид в направлении вершины Grand Muveran. Растянутые широкоугольником каменная тропинка и ветки ёлки, в сочетании со специфическим расположением облаков организуют движение взгляда зрителя по кадру и создают впечатление движения вглубь. Световой акцент в середине кадра дополнительно притягивает внимание.Камера. При сегодняшнем разнообразии фотокамер можно бесконечно приводить аргументы за и против камер того или иного типа, от цифровых до широкоформатных. В конечном счёте, решающим оказывается бюджет и степень увлечения фотографа, его готовность приносить удобство в жертву качеству. Я сам фотографирую, используя среднеформатную плёночную камеру Pentax 67II с набором сменных объективов, и нахожу этот комплект оптимальным в смысле соотношения разнообразных затрат к конечному качеству фотографий. Полученные лучшие кадры я обычно оцифровываю на профессиональном сканере.

Объективы. Так как серьезное фотографирование всё же предполагает зеркальную камеру и сменные объективы, скажу несколько слов о наборе необходимых (с моей точки зрения) объективов. Прежде всего, это широкоугольный объектив (с фокусным расстоянием порядка 20-24мм, в терминах 35мм формата). С помощью широкоугольника вы не только сможете охватить большие просторы. Он обладает специфическим свойством немного искажать пространство, растягивая находящиеся по углам кадра объекты, в частности, расположенный внизу передний план (Илл.29). Это надо знать, и, после соответствующей практики, умело применять. Далее в линейке необходимых объективов стоят два зума: один в в диапазоне от широкоугольника до нормального объектива, другой от нормального до длиннофокусного объектива. В заключение линейки, хорошо иметь длиннофокусный объектив (порядка 200-300мм, в терминах 35мм формата), который может оказаться полезным при съёмке пейзажей с включением диких животных. Если вы снимаете на цифровую зеркалку, то нужно учитывать так называемый «кроп-фактор», то есть небольшое увеличение изображения за счет неполноразмерной матрицы. В этом случае есть смысл запастись самым короткофокусным объективом из доступных вам.

Фильтры. Необходимыми в комплекте я считаю UV, поляризационные и градиентные фильтры. При съёмке в горах наличие задерживающих ультрафиолет фильтров достаточно актуально из-за сильного потока ультрафиолета. UV фильтры довольно дешевы и абсолютно прозрачны, поэтому зачастую используются владельцами хороших объективов просто для защиты передних линз. Хорошим дополнением к способности фильтра задерживать UV считается наличие лёгкого теплого (желтого) оттенка, компенсирующего синеву при съёмке днём, особенно зимой (т.н. SkyLight фильтры). По причине отсутствия автофокуса в моей камере я могу пользоваться более эффективными линейными поляризаторами, владельцы автофокусных камер вынуждены покупать круговые поляризаторы. Считается, что хорошие поляризаторы производятся немецкими фирмами (Kдsemann) и американскими (Tiffen), хотя я нигде не встречал количественных измерений степени их качества. Градиентные фильтры (представляющие, как правило, прямоугольные стеклянные или пластиковые пластины, частично затемнённые красителем и смонтированные на объектив с помощью специального адаптера) различаются по степени плотности и форме затемнённой области, по плавности перехода между тёмной и прозрачной частями, и, конечно, по цвету. Большое разнообразие таких фильтров предлагает, например, французская фирма Cokin, или американская фирма Lee. Кроме выше перечисленных трёх основных категорий, существует огромное разнообразие фильтров, но их применение обосновано уже скорее не техническими, а художественными требованиями к кадру, Использование таких эффект-фильтров (например, фильтра Softar, рисующего мягкие гало вокруг освещённых областей кадра) больше похоже на активное вмешательство в содержание кадра, нежели на исправление артефактов фотосъёмки.

Вспышка. Несмотря на то, что большинство камер оснащены встроенной вспышкой, её эффективное использование при съёмке пейзажей практически невозможно в силу её недостаточной мощности, т.е. выносная вспышка совершенно необходима для фотографирования пейзажей. Она обязательно должна обладать поворотной в двух плоскостях головой и регулируемой мощностью.

Штатив. Я не буду повторять приведённые ранее аргументы в пользу необходимости штатива. Конечно, штатив – это отдельный предмет для переноски, зачастую не лёгкий (мой Manfrotto 055nat с головой Manfrotto 029, например, весит почти 5 кг.), но облегчать себе жизнь за счёт заметного ухудшения качества фотографий не стоит. Естественно, что штатив по прочности должен соответствовать весу вашей камеры. Если ваш бюджет позволяет, то стоит приобрести штатив из углепластика – он значительно легче. Не менее важно грамотно выбрать головку к штативу. На мой взгляд, для фотографирования пейзажей более подходит трёхосевая головка в силу её большей механической стабильности. Шаровая головка, хоть и предполагает более быструю установку камеры в нужном положении, может оказаться беспомощной при необходимости удержать фотоаппарат в свешенном набок положении для съёмки вертикальных кадров. Также, способность трёхосевой головки двигаться только в одной, расфиксированной плоскости может оказаться очень полезным при съёмке серии кадров, смещённых строго по горизонтали.

 

Экипировка фотографа.

Для безопасного и комфортного фотографирования горных пейзажей фотограф должен быть соответствующе экипирован. Наивно в модельных туфлях пытаться залезать на гору с намерением получить сногсшибательный пейзаж. Скорее сногсшибательным окажется очередной скользкий камень, и незадачливый фотограф, в лучшем случае, окажется в местном травмпункте. Горы, даже в цивилизованной Европе, могут оказаться жестокими и наказать за беспечность.

Одежда. «Здесь вам не равнина, здесь климат иной... » Основным фактором, определяющим одежду, является понижение температуры с набором высоты. Считается, что температура падает на 7 градусов с подъёмом на каждый километр, т.е. если, например, внизу, на уровне моря температура равна 30 (градусам Цельсия), то на высоте 3 км это будет только 9 тепла что предполагает совершенно другую одежду, особенно, приняв во внимание почти постоянно дующий ветер. Несмотря на то, что при пешем подъёме холодно вам не будет (скорее, наоборот), по прибытию на место предполагаемой съёмке вам будет очень неприятно остывать, будучи одетым в лёгкую и, к тому же, влажную от пота одежду. На высоте около трех километров даже летом вам наверняка понадобится лёгкая непродуваемая куртка (лучше с подкладкой из материала GoreTex) и длинные брюки (я нахожу шорты непрактичными, т.к. при съёмке, например с низкой точки, часто приходится вставать коленями на острые камни).

Обувь. Это основа безопасной и комфортной прогулки в горах. Подошва горных ботинок сделанная из крепкого каучука для хорошего сцепления с камнями совершенно незаменима. Не пытайтесь обойтись эрзацем вроде кроссовок для бега. Существуют несколько типов горных ботинок, различающихся по высоте и по степени утепления. Для лета и высоты до трех километров можно обойтись лёгкими низкими ботинками, в других случаях надо одевать более высокие и теплые. Многие туристы носят высокие ботинки всегда, считая, что они лучше держат лодыжку ноги, страхуя от вывиха голеностопа. Как и в случае одежды, утепление ботинок GorTex’ом можно только приветствовать. Спектр производителей горной обуви широк, из личной практики могу порекомендовать Salomon и Lewe.

Иллюстрация № 30  Мой первый поход по кольцевому маршруту перевалов Chevaux – Bastillon – Fenetre. На снимке запечатлён спуск с перевала Chevaux, перевал Bastillon впереди слева. На скале справа – бело-красная маркировка туристической тропы. Хотя основной целью моего путешествия было плато с озером Fenetre, именно его то я прошёл уже почти в полной темноте, не сделав там ни одного кадра. Навигация на местности. Как я уже говорил, для планирования похода совершенно необходима карта. Но ещё более она необходима в самом походе. Я помню один случай, случившийся со мной, когда, вкратце наметив кольцевой маршрут около перевала Grand-St-Bernard, я смело выдвинулся вперед, забыв карту в автомобиле. Впереди, как я считал, было два перевала. Фотографирование было очень интересным (Илл.13). и я, пройдя первый перевал (Илл.30) несколько задержался перед вторым перевалом, считая (по памяти!) что меня от моей машины отделяет совсем немного. Каково же было моё изумление, когда, взобравшись уже после заката на второй перевал, вместо огней парковки и ожидающего меня автомобиля, я увидел ещё одну долину, окружённую горной грядой. Самое неприятное, что в сумерках туристическую тропу уже почти не было видно. Подниматься же на следующую гряду наугад, без карты, в поисках перевала было бы безумием, так как можно было выйти не к перевалу, а к отвесному обрыву. Спас меня тогда случайно остановившийся на ночлег турист, показавший мне правильное направление на перевал.

Из этого урока, помимо необходимости карты, следует запомнить ещё два правила: во-первых, необходимо иметь при себе фонарик, и, во-вторых, необходимо реально рассчитывать время переходов. Помните, что указанные на картах времена переходов рассчитаны на молодых здоровых мужчин, несущих минимум груза, и не останавливающихся для фотосъёмки. Для себя я нашёл, что отмаркированые на карте времена лучше умножать на три, и, исходя из полученных величин, планировать переходы.

Альтернативой ориентированию по классическим карте и компасу сегодня является ставшее доступным ориентирование с помощью ручных приборов GPS (General Positioning System). Эти устройства размером с мобильный телефон, дают координаты вашего местоположения с точностью до одного метра, а также высоту. Более того, существует возможность привязки к карте и занесения маршрута планируемого перехода в память прибора. Очевидно, что GPS намного удобнее с точки зрения практики ориентирования. Однако, она не заменяет полностью карту, необходимую и для обзора возможных вариантов маршрута, а, скорее, дополняет её.

Автомобиль. Последним «штрихом», дополняющим экипировку, является средство передвижения. У фотографа всегда есть дилемма между пользованием общественным транспортом и пользованием личным или взятым напрокат автомобилем. Естественно, поскольку разные страны предлагают разные по уровню услуги общественного транспорта, то в некоторых странах, наверное, такой дилеммы вообще не существует. Швейцарию, наоборот, можно назвать страной образцового общественного транспорта, его сеть хорошо продумана, а движение педантично точно. Классические поезда и автобусы дополнены фуникулёрами и канатными дорогами, поэтому туристам, приехавшим для фотографирования на пару недель, я бы порекомендовал воспользоваться именно общественным транспортом для подъезда до места съёмки. Предпочитающим автомобиль я настоятельно советую быть осторожным при движении по узкому горному серпантину, помня о своевременном торможении перед поворотами и необходимости спуска на передаче (т.е. торможения двигателем) во избежания вскипания тормозной жидкости от постоянного торможения, и отказу тормозов. Также нелишне помнить, что в межсезонье и, тем более, в зимнее время, даже на очищаемых от снега дорогах может оказаться внезапно выпавший снег, поэтому полноприводный автомобиль с зимними шинами будут более чем кстати.

 

Заключение.

В этой небольшой статье я изложил только самые основы, не вдаваясь в детали. Каждую из разделов этой статьи легко детализировать до отдельной книжной главы. Если вы, после внимательного прочтения, правильно соберёте экипировку и спланируете путешествие, будете удачливы, окажетесь «в нужном месте в нужное время» и сумеете применить свой фотографический опыт, получив красивые и редкие снимки – буду рад. Удачной вам охоты за своими лучшими кадрами.

стрелка Количество страниц  1  2  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Дмитрий Кузнецов(rus)
стрелка Искусство фотографии(eng)
стрелка Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см(rus)
стрелка О фокальных расстояниях.(rus)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте