разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Обзоры]  25/2/2006

Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.

Автор: Санди Кинг 
Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html
Перевод: Daniel Zilbersheid

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  

Обычные серебряно-желатинные бумаги

Обычная фотобумага состоит из одного слоя эмульсии на бумажной или пластиковой (RC) основе. Диапазон чувствительности для градуированных бумаг начинается с ультрафиолета и простирается через видимый диапазон фиолетовых, синих, и немного зелёных лучей. Вообще, мы используем ультрафиолетовый фильтр при печати, чтобы устранить влияние ультрафиолетового света на резкость. Градуированные бумаги являются самыми чуавствительными к синему свету, и как правило, синий канал цветного денситометра обеспечивает довольно точные показания фактического контраста печати или экспозиционной шкалы бумаги. В теории это означает, что окраска с градуированной бумагой должна повысить контраст, что является некоторым преимуществом использования эффекта компенсации.
На практике, коричневый пигмент Pyrocat-HD даст при печати некоторый выигрыш в контрасте по сравнению с зелёным пигментом другого пиро-проявителя вследствие того, что градуированные бумаги имеют малую чувствительность к зелёному свету, а коричневая окраска блокирует зелёный свет более эффективно чем зелёная окраска.

Фотобумаги с переменным контрастом

Фотобумаги с переменным контрастом имеют два слоя эмульсии: синечувствительный высококонтрастный слой, и зелёночувствительный низкоконтрастный. С этими бумагами цвет окраски негатива очень важен, и на практике каждый получит весьма различные результаты в зависимости от того, с какого негатива велась печать: с коричневого или зелёного.
При печати на бумагах переменного контраста с негативов, окрашенных в зелёный цвет в пиро-проявителе, выясняется, что зелёная окраска действует как сплошной переменный контрастный фильтр, который позволяет чрезвычайно хорошо воспроизводить высокие плотности негатива. Фильтр является переменным из-за пропорциональной природы окраски, действие которой будет наиболее заметно в светах, где серебряная плотность негатива будет наибольшей. Обратная сторона медали – то, что расширение тонального диапазона происходит за счет потери контраста в этих областях. Другими словами, Вы будете видеть на отпечатке, сделанном с такого негатива, потерю контраста (выравнивание) в верхней части характеристической кривой, то есть в светах, где компенсационный эффект наибольший. Тенденция потери контраста при печати с «зелёных» негативов фактически начинается с верхней середины тональной шкалы, что проявляется в некотором сглаживании тонов в этих областях так же, как и в светах. В литературе можно обнаружить, что одним из главных возражений против PMK была именно нехватка разделения, или контраста, от верхней середины и до верха тональной шкалы.
Коричневая окраска блокирует зелёный свет более эффективно чем зелёная, и по этой причине имеет место намного меньшая потеря контраста в светах с Pyrocat-HD, чем с PMK. В результате отпечатки, сделанные с негативов Pyrocat-HD на бумагах VC (vario-contrast) будут иметь больше контраста в светах, чем отпечатки, сделанные с PMK-негативов, но за счёт меньшего компенсационного эффекта.

AZO

Бумага AZO подобна градуированным бумагам с фиксированным значением контрастности, наиболее чувствительным к синему свету, но отличается намного меньшей чувствительностью к зелёному свету. AZO намного менее светочувствительна, чем другие серебряно-желатинные бумаги, и пригодна только для контактной печати. И, несмотря на то, что AZO доступна в виде двух сортов, даже самый мягкий из них имеет намного более длинную ES (экспозиционную шкалу) чем обычная фотобумага. Это означает, что Вы нуждаетесь в негативе с большим контрастом, чтобы напечатать на бумаге AZO №2. Окрашенные негативы, предназначенные для печати на AZO №2 должны иметь плотность, читаемую в визуальном канале, приблизительно log1.2, которая соответствует приблизительно log1.5 при замере в синем канале.
Так как окраска Pyrocat-HD блокирует намного больше синего и ультрафиолетового света, чем зеленоватая окраска других пиро-проявителей, это означает, что при одинаковой плотности в визуальном канале, негатив Pyrocat-HD напечатается на AZO с большим контрастом чем негатив PMK или Rollo.
Для нас весьма удачным является тот факт, что для печати на AZO Pyrocat-HD часто сравнивают с ABC. Из переписки на форуме AZO Michael Smith and Paula Chamlee’s website (http://www.michaelandpaula.com/mp/index_skip.html) ясно, что множество пользователей ABC переходят на Pyrocat-HD. Я недавно сделал некоторые сравнения этих двух проявителей на форуме AZO, воспроизведённые здесь в немного отредактированной форме:

Сравнение проявителей ABC и PYROCAT-HD

  1. Для негативов, предназначенных для печати на AZO или альтернативными процессами типа карботипии, каллитипии, платинотипии и т.д. нужно использовать разведение Pyrocat-HD 2:2:100.
  2. Проявитель ABC, используемый в разведении 1:1:1:7 немного более энергичен, чем Pyrocat-HD в варианте разведения 2:2:100. Это означает, что время проявления в Pyrocat-HD должно быть немного (на 20-25%) больше, чем для ABC, для достижения того же самого CI (среднего градиента).
  3. Визуальное сравнение негативов, проявленных в ABC и в Pyrocat-HD, может ввести в заблуждение, потому что намного более высокий процент от эффективной плотности печати негатива Pyrocat-HD состоит из плотности окраски (компенсационный эффект).
  4. Негативы Pyrocat-HD имеют намного более низкую зернистость, чем проявленные в ABC, в результате чего Pyrocat-HD можно рассматривать как более универсальный проявитель, так как он может быть использован для проявления не только форматной фотоплёнки, но и катушечной, предназначенной для проекционной печати, и не даёт большого зерна, которое является характерным для проявителя ABC.
  5. Неравномерное проявление и образование штрихов, которые были присущи проявителям на базе пирогаллола (PMK и ABC), полностью устранены у Pyrocat-HD.
  6. Pyrocat-HD – лучший проявитель для двухцелевых негативов, то есть для таких, которые предполагается печатать и на обычной фотобумаге, и на AZO (или с помощью альтернативных процессов типа карботипии, платинотипии и каллитипии). Это объясняется тем, что негативы Pyrocat-HD имеют намного большее различие между эффективной плотностью печати для фотоматериалов, чувствительных только к ультрафиолетовой части спектра и фотоматериалов, чувствительных к синей части спектра, чем негативы, проявленные в ABC. Это следует из того факта, что намного более высокий процент от эффективной плотности печати негатива Pyrocat-HD состоит из коричневой окраски, которая функционирует как очень эффективный фильтр для ультрафиолетового света.

Иллюстрация 2
Иллюстрация 2. Диаграмма спектральной чувствительности бумаги AZO с поверхностью типа F.

Альтернативные процессы

Для печати с альтернативными процессами типа альбуминной печати, карботипии, платинотипии, каллитипии, солёной бумаги, и процесса «Ван Дейк», подобно печати на AZO, требуются негативы с высоким DR (диапазоном плотностей), в пределах от низкой максимальной плотности, с приблизительно log1.4 для платинотипии, до высокой, с log2.25 для альбуминной печати и солёной бумаги. Альтернативные процессы являются самыми чувствительными к ультрафиолетовому свету, а так как окраска, произведённая пиро-проявителями, действует как очень активный фильтр для ультрафиолетового света, то она может повысить эффективный контраст негатива при печати. Как фильтр, задерживающий ультрафиолетовый свет, коричневая окраска Pyrocat-HD намного более эффективна чем зеленоватая окраска некоторых других красящих проявителей.
Я сравнил кривые в визуальном, синем и ультрафиолетовом канале для плёнки Ilford FP4+ с несколькими пиро-проявителями и воспроизвёл кривые ниже. Для сравнения брались следующие проявители: 1) Pyrocat-HD, 2:2:100, 2) PMK, 1:2:100, 3) Rollo, 2:4:100, 4) WD2D, 20:20:400, и 5) Pyrocat-HD, 1:1:100.

Иллюстрация 3
Иллюстрация 3. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 2:2:100. Фотоматериал проявлялся в течение шести минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 4
Иллюстрация 4. Ilford FP4+ в PMK, 1:2:100. Фотоматериал проявлялся в течение двадцати минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 5
Иллюстрация 5. Ilford FP4+ в Wimberley WD2D+, 20:20:400. Фотоматериал проявлялся в течение 15 минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 6
Иллюстрация 6. Ilford FP4+ в Rollo, 2:4:100. Фотоматериал проявлялся в течение шести минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Иллюстрация 7
Иллюстрация 7. Ilford FP4+ в Pyrocat-HD, 1:1:100. Фотоматериал проявлялся в течение 10 минут при температуре 21°C, в цилиндре BTZS. Чёрная кривая – визуальный канал, красная кривая – синий канал, и зелёная кривая – ультрафиолетовый канал.

Проявление всех вышеупомянутых негативов велось в цилиндрах BTZS в водяной бане. CI всех кривых был нормализован для воспроизведения 7 ступеней яркости объекта (SBR=7) в ультрафиолетовом канале, что эквивалентно нормальному (N) проявлению в терминологии Зонной системы.

Анализ кривых выявляет много интересной информации.

  1. Диапазон плотностей, достигаемый при проявлении негатива, запечатлевшего объект с диапазоном яркостей (Subject Brightness Range) в 7.0 ступеней (SBR=7) колеблется от приблизительно log1.2 до log1.3.
  2. Даже для относительно низкого DR, от 1.2 до 1.3, для PMK и WD2D требуется довольно длительное проявление – 20 и 15 минут соответственно. Этот факт делает эти проявители лишь ограниченно полезными для альтернативных процессов при нормальном SBR, и весьма непрактичными для использования с негативами сюжетов требующих форсированного (push, N+) проявления.
  3. Pyrocat-HD в варианте 1:1:100 позволяет получить самую высокую эффективную светочувствительность эмульсии FP4+. При десятиминутном проявлении для SBR=7, эффективная светочувствительность эмульсии FP4+ была EI=200. Все другие комбинации позволяют получить только EI=160 с теми же самыми параметрами.
  4. Pyrocat-HD в варианте 2:2:100 и Rollo в варианте 2:4:100 позволяют получить почти идентичные кривые для ультрафиолетового канала при шестиминутном проявлении.
  5. Негативы Pyrocat-HD имеют больше различий между плотностями, регистрируемыми в ультрафиолетовом и синем канале, чем негативы, проявленные в других пиро-проявителях. Этот факт ясно подтверждает, что Pyrocat-HD является намного более удачным проявителем для двухцелевых негативов, чем любой другой проявитель. Таким образом, негатив Pyrocat-HD, который можно хорошо напечатать на обычной фотобумаге (наиболее чувствительной к синему свету), также можно хорошо напечатать с альтернативным процессом, чувствительным к ультрафиолетовому свету. В отличие от этого зеленоватая окраска, получаемая в проявителях на базе пирогаллола, намного менее эффективна как актиничный фильтр для ультрафиолетового света. В результате окраска добавляет только очень небольшую дополнительную эффективную плотность при печати с такого негатива посредством процессов, чувствительных к ультрафиолетовому свету.

 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка An Introduction to Pyro Staining Developers, With Special Attention to the Pyrocat-HD Formula(eng)
стрелка A new generation of staining developers(eng)
стрелка Pyrofaq - forum(eng)
стрелка Pyro Tips and Tricks by Maxim M. Muir(eng)
стрелка Анализ фотографических свойств фотопленок(rus)
стрелка Нестареющий родинал(rus)
стрелка The Effects of Pyro Stain in Platinum Printing by Bob Herbst(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте