разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Обзоры]  25/2/2006

Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.

Автор: Санди Кинг 
Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html
Перевод: Daniel Zilbersheid

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  

Проявление листовых материалов в кюветах

Благодаря высокой сопротивляемости воздушной вуали, Pyrocat-HD – превосходный проявитель для кюветного проявления. Негативы, проявленные в кюветах, даже при длительном проявлении, будут иметь очень небольшую общую окраску. Это происходит вследствие того, что Pyrocat-HD, в отличие от проявителей на основе пирогаллола, не очень чувствителен к воздушному окислению, которое рассматривается, как главная причина общего окрашивания. Чтобы избежать возможность царапанья, я рекомендую проявлять листы плёнки только по одному в кювете, но при наличии опыта, можно проявлять и с перетасовыванием. Используйте для проявления кювету по крайней мере на один размер больше, чем проявляемая фотоплёнка: кювета 8¤10" для негатива 5¤7", кювета 11¤14" для негатива 8¤10", и т.д. Это уменьшит возможность более интенсивного проявления по краям вследствие увеличенного перемешивания, вызванного «отбойной волной» от стенки кюветы.
При проявлении в кюветах всегда используйте защитные перчатки, чтобы избежать контакта проявителя с кожей. Хотя нет никаких данных о хронических заболеваниях, вызываемых пирокатехином (какие имеют место при использовании пирогаллола), тем не менее при работе с ним необходимо проявлять такую же осторожность, так как пирокатехин – также ядовитый химикат.
Pyrocat-HD может также как и другие пиро-проявители использоваться для проявления с визуальным контролем благодаря десенсибилизирующему действию окраски в сочетании с дублением. Была небольшая ветка обсуждения относительно использования Pyrocat-HD в этом качестве на форуме AZO в Michael Smith and Paula Chamlee’s website (http://www.michaelandpaula.com/mp/index_skip.html). Один из выводов, сделанных при обсуждениях на этом форуме, заключался в том, что когда Pyrocat-HD используется в этом качестве, предпочтительно использование янтарного, а не зелёного неактиничного света, так как он облегчает наблюдение за степенью проявленности. Это является следствием блокирования зелёного свет коричневой окраской Pyrocat-HD, что мешает оценивать негатив на просвет при использовании зелёного неактиничного света. Однако, если Вы оцениваете плотность негатива в отражённом свете, то и зелёный, и янтарный фильтры прекрасно подходят.
Другой метод проявления, успешно используемый с Pyrocat-HD – проявление с помощью кисти при визуальном контроле. Используйте тусклый зелёный или янтарный неактиничный свет для осмотра. Хорхе Гастеасоро / Jorge Gasteazoro из Мексики, печатающий на Pt/Pd, использует этот метод проявления по следующей инструкции:

  1. Замочить фотоматериал в воде в течение одной минуты.
  2. Налить проявитель на фотоматериал и немедленно разогнать его по поверхности с помощью широкой кисти типа Hake или тонкой щетинной кистью любого другого типа. Разгоняют проявитель кистью сверху донизу с легкими ударами, потом поперек. Повторить операцию придерживая лист фотоматериала пальцами за один угол, чтобы препятствовать его передвижению по кювете.
  3. После того, как приблизительно 70 % ожидаемого времени проявления истекли, поворачиваются к неактиничному свету, вынимают негатив из кюветы и оценивают степень проявления на просвет.
  4. Продолжить вышеупомянутую процедуру, пока негатив не достиг необходимой плотности; далее следует стоп-ванна и дальнейшая стандартная обработка.

Проявление листовых и катушечных материалов с ротацией

Я разрабатывал формулу Pyrocat-HD прежде всего для того, чтобы устранить проблемы, которые возникали с другими красящими проявителями при ротационной обработке, то есть при проявлении в процессорах Jobo, в цилиндрах BTZS, или в барабанных процессорах для бумаги с моторным приводом. Я много лет использовал PMK для кюветного проявления, и был очень доволен результатами. Однако, когда я переключился на ротацию, начало возникать множество проблем, включая высокую общую окраску, образование штрихов на эмульсионной стороне плёнки и необычных меток от давления со стороны основы, которые возникали от контакта с поверхностью трубы или от рёбер. Иногда полосы и метки от давления не были бы видимыми в обычном свете, но они обнаруживались позже при печати в ультрафиолетовом свете. Я перешёл на проявитель Rollo, и, в то время как это уменьшило высокую общую окраску, это не решило проблему меток от давления и образования штрихов. Использование Pyrocat-HD устранило все эти проблемы в моей собственной работе, и я настоятельно полагаю, что он является безусловно лучшим пиро-проявителем для проявления с ротацией.
Одно из больших преимуществ пирокатехина – то, что он не окисляется так быстро в щелочных растворах, как пирогаллол. Однако, с очень активным перемешиванием, например как в Jobo на максимальной скорости, Pyrocat-HD действительно окисляется. По этой причине я рекомендую посредством очень медленной ротации минимизировать окисление, проявляя плёнку в процессорах Jobo.
Мои рекомендации для процедуры ротационной обработки не являются экстраординарными:

  1.   Загрузить фотоматериал в цилиндр или барабан. С некоторыми барабанами и цилиндрами может быть необходимо загрузить влажный фотоматериал, чтобы быть уверенным в том, что обеспечена передача химикалий на эмульсию плёнки.
  2. Замочить фильм в течение пяти минут. Рекомендуется использовать дистиллированную воду.
  3.   Слить воду для замачивания, залить проявитель и начать проявление. Я рекомендую минимум 50 мл рабочего раствора с разведением 1:1:100 на один лист плёнки 4¤5" (20 квадратных дюймов). Это составляет приблизительно 90 мл для 5¤7", 200 мл для 8¤10", 385 мл для 11¤14", 300 мл для 7¤17", 600 мл для 12¤20", и 1200 мл для 20¤24". Помните, это – минимальные количества. Для разведения 2:2:100 количества могут быть уменьшены примерно на 20 %.
  4. Адаптировать процедуру следующим образом в зависимости от того, используете ли Вы процессор Jobo, цилиндры BTZS, или барабанные процессоры для бумаги с моторным приводом:
Jobo – регулятор скорости вращения должен быть установлен на минимум. Это очень важно, потому что быстрое вращение приведёт к увеличению общей окраски. Если невозможно замедлить скорость вращения, есть другие варианты, которые также уменьшат количество общей окраски. Степенью окисляемости, которая может иметь место в щелочном рабочем растворе пиро-проявителя, управляет количество консерванта – сульфита натрия. Для большинства способов проявления Pyrocat-HD нуждается в очень небольшом количестве сульфита, чтобы предотвратить дополнительную общую окраску, что обеспечивается малым количеством бисульфита натрия в запасном растворе. Бисульфит натрия выполняет здесь двоякую функцию: 1) действует как консервант для запасного раствора, и 2) при смешении со щёлочью (карбонатом калия) образует в результате реакции сульфит натрия. Однако, когда мы проявляем плёнку ротационным способом при высокой скорости вращения, количества сульфита недостаточно, и общая окраска может оказаться весьма значительной. Чтобы противостоять этому, я рекомендую одно из следующих решений: добавьте на 30% больше запасного раствора А при составлении рабочего раствора, или (но не в то же время) добавьте приблизительно 0.3 г/л сульфита натрия к каждому литру рабочего раствора. Оба решения призваны повысить количество консерванта (сульфита натрия) в рабочем растворе, что замедлит скорость окисления пирокатехина (см. также п. 4 в главе «Возможные варианты рецептуры» – прим. переводчика).

Цилиндры BTZS – проявление проходит с неупорядоченным мягким покачиванием труб в водной ванне во время вращения каждые несколько секунд. Не допускайте слишком энергичного перемешивания.

Барабанные процессоры для бумаги с моторным приводом – снимают барабан каждую минуту для того чтобы дать ему энергичное поперечное перемешивание. Это разобьёт любые ламинарные потоки, созданные вращением в одном направлении и предотвратит недопроявление.

Проявление плёнки в бачке

Pyrocat-HD можно использовать для проявления 35мм, катушечной и форматной фотоплёнки в резервуарах после обычных процедур, без специальных мер предосторожности. Энергичное перемешивание не является необходимостью с Pyrocat-HD, в отличие от проявителей на базе пирогаллола, и с большинством плёнок можно успешно использовать минимальное перемешивание. Проявление вообще без перемешивания также может использоваться с некоторыми видами фотоплёнок. Однако, небольшие модификации процесса необходимы в зависимости от используемого метода.

Нормальное перемешивание – Нормальным для проявления в бачке является непрерывное перемешивание в течение первых 60 секунд, после – в течение 5-10 секунд каждые 30-60 секунд. Таким образом Pyrocat-HD может использоваться без модификации процедуры проявления, так же, как и для обычных проявителей.

Минимальное перемешивание – Суть процесса состоит в непрерывном перемешивании в течение первых 60 секунд, а в дальнейшем – 10 секундное перемешивание каждую третью минуту. С этим методом настоятельно рекомендуют предварительно замачивать фотоматериал в воде в течение пяти минут, чтобы избежать возможного формирования воздушных пузырей на эмульсии. Минимальным перемешиванием достигаются три положительных эффекта: 1) большая визуальная резкость посредством формирования максимальных краевых эффектов, 2) повышение компенсационного эффекта, и 3) увеличенная светочувствительность эмульсии.
С минимальным перемешиванием Вы должны увеличить время проявления приблизительно на 50% от времени, требуемого для проявления с нормальным перемешиванием, но чтобы не рисковать ценными негативами, необходимы предварительные пробы.

«Stand-bay» проявление – проявление без перемешивания (голодное проявление) – высоко специализированный тип проявления, в котором используются чрезвычайно разбавленные проявители в сочетании с очень большим временем проявления. Имеет целью создание чрезвычайно сильных краевых эффектов и максимальной визуальной резкости. Позволяет добиться также максимальной светочувствительность эмульсии и обеспечивает большой компенсационный эффект. Результаты могут выглядеть весьма экстраординарно, даже шокирующе. К сожалению, этот метод проявления чреват опасностями, и из практики ясно, что некоторые плёнки, особенно высокочувствительные, являются плохими кандидатами на этот тип проявления. И даже когда процедура работает хорошо для определённого рулона плёнки, часто бывает, что одни или несколько кадров испорчены из-за воздушного пузыря, недопроявления, или одного из множества других артефактов, которые могут свести на нет все положительные эффекты этого метода. По этой причине необходимы предварительные пробы с вашим фотоматериалом, и всегда делать два или больше резервных кадра важных сцен, если предполагается голодное проявление.
С проявлением без перемешивания необходимо всегда предварительно замачивать плёнку в воде в течение приблизительно пяти минут, чтобы устранить формирование воздушных пузырей. Если произойдёт формирование воздушного пузыря на поверхности эмульсии в течение проявления, негатив будет испорчен, потому что пузырь остановит любой обмен проявителя с эмульсией внутри себя, и, к тому же, распространит вокруг себя нерегулярные концентрические полосы от 1/4" до 3/8" в диаметре, разрушая структуру изображения.
Рабочий раствор Pyrocat-HD для стационарного проявления должен быть смешан приблизительно как 2:2:400-500, то есть две части А + две части B + 400-500 частей воды. Начинают проявление со слива замачивающейся воды, далее вливают проявитель и непрерывно энергично перемешивают в течение 60 секунд. После оставляют бачок без дальнейшего перемешивания до окончания проявления. Время проявления для большинства эмульсий будет в диапазоне 45-60 минут.

Дополнительная информация об окрашивающем проявлении

Следует рассмотреть ещё несколько аспектов пигментации: 1) интенсивность и цвет окраски, 2) пропорциональна ли окраска плотности серебряного изображения, или это общая b+f (основа плюс вуаль) окраска, и как ей можно управлять, и 3) каковы различия, если таковые вообще имеются, между окраской, получаемой проявлением в Pyrocat-HD и окраской, произведённой другими пиро-проявителями.

Интенсивность и цвет окраски Pyrocat-HD

Окраска, произведённая Pyrocat-HD – коричневая, или даже коричневато-чёрная. Фотографы, которые ранее использовали проявители типа PMK или Rollo, почти всегда недооценивают интенсивность окраски Pyrocat-HD, потому что в сравнении с зелёной или зеленовато-жёлтой окраской, получаемой в этих проявителях, коричневая окраска Pyrocat-HD выглядит почти нейтральной. Дело обстоит, однако, не так, и на практике выясняется, что коричневый пигмент, получаемый в Pyrocat-HD будет иметь даже большее воздействие на эффективную копировальную плотность негатива, чем зелёная и зеленовато-жёлтая окраска, получаемая обработкой в других пиро-проявителях.
Печать на обычной бромосеребряной фотобумаге показывает, что коричневая окраска Pyrocat-HD отфильтровывает больше синего и сине-зелёного света, к которому бумага является чувствительной, чем зелёная окраска, получаемая с помощью PMK и Rollo. Практически это ведёт к повышению контраста. И это ещё более верно при печати посредством альтернативных процессов, основанных на экспозиции ультрафиолетовым светом, потому что коричневый цвет – намного более активный фильтр для ультрафиолетового света, чем зелёный.
Существует, кажется, общепринятое в некоторых кругах фотографов, мнение, что определённые плёнки работают лучше с пиро-проявителями, чем другие, потому что они, якобы, лучше окрашиваются. Гордон Хатчингс, который разрабатывал формулу PMK, поддерживает эту точку зрения, также как и многие другие пользователи PMK. Мои собственные испытания, однако, не подтверждают это заключение. Мой вывод заключается в том, что при пропорциональной окраске изображения, количество пигмента намного больше зависит от полной плотности негатива, чем от типа фотоматериала. Это следует из того, что пропорциональная окраска концентрируется прежде всего вокруг серебряного зерна, а так как все эмульсии содержат серебро в достаточном количестве, чтобы достичь высоких уровней плотности даже без пигментации, то красящий эффект проявителей одинаково хорош со всеми плёнками. То, что некоторые материалы, кажется, работают лучше, чем другие, происходят из-за факта, что желатиновая основа некоторых плёнок более толста, и эти плёнки дают большую общую окраску по той простой причине, что имеется больше желатины, воспринимающей эту окраску. И это совсем нежелательное явление, что мы и обсудим в следующей главе.

Различие между пропорциональной и общей окраской

Вначале важно понять, что действительно существуют два вида окраски: окраска изображения, и общая или b+f (основа плюс вуаль) окраска. Окраска изображения – это пропорциональная окраска, которая сформирована непосредственно вокруг серебряного зерна. Она является желательной, так как сильно повышает микроконтраст негатива и копировальный контраст при печати, который особенно полезен для альтернативных процессов печати, которым требуются негативы с высоким диапазоном плотностей. Общая окраска, с другой стороны, затрагивает полный слой желатины, независимо от того, есть ли в ней серебро, формирующее изображение, или нет. Она присутствует всюду на плёнке в равных количествах, и по этой причине представляет из себя только лишь ненужную вуаль. Вы можете легко увидеть её, глядя на прозрачную область негатива. Когда плёнка проявлена в пиро-проявителе, общая окраска должна быть только немногим больше чем тогда, когда проявление велось в традиционном некрасящем проявителе. Если окраска сильна в прозрачных областях негатива – это, почти наверняка, общая окраска. Общая окраска не несёт никакой полезной функции: она лишь увеличивает время экспозиции при печати, и при определённых условиях вредно влияет на качество, потому что может ограничить полезный интервал плотностей негатива.
Общая окраска является гораздо меньшей проблемой для Pyrocat-HD, чем для проявителей на базе пирогаллола, типа PMK, ABC и Rollo. Это является следствием того, что пирокатехин – основное проявляющее вещество в Pyrocat-HD – не окисляется так быстро в щелочных растворах, как пирогаллол. А главная причина чрезмерной общей окраски – как раз окисление кислородом воздуха.
Нет никакой надобности в специальных мерах предосторожности для предотвращения общей окраски от воздушного окисления при проявлении в Pyrocat-HD в кюветах или в резервуарах даже при длительном времени проявления, которое может понадобиться для достижения высокого диапазона плотностей (DR), необходимого для печати посредством некоторых альтернативных процессов. Однако, как упомянуто ранее, нужно избегать использования очень быстрого вращения при ротационной обработке, особенно с толстыми эмульсиями типа Bergger BPF, Kodak TRI-X, и Ilford HP5+.

Окраска, получаемая с Pyrocat-HD и с другими пиро-проявителями

При сравнении эффекта окраски Pyrocat-HD и эффекта окраски, получаемого с другими пиро-проявителями важно иметь в виду и различия в используемых процессах печати. Как мы уже наблюдали, цвет окраски с Pyrocat-HD отличается от цвета, получаемого с другими пиро-проявителями, откуда вытекают некоторые различия в печати, так как различные виды бумаг и процессов имеют разную спектральную чувствительность.
Большинство людей, работающих с пиро-проявителями, печатает одним из следующих процессов:

  1. Обычные серебряно-желатинные бумаги.
  2. Фотобумаги с переменным контрастом.
  3. AZO.
  4. Альтернативные процессы, требующие экспонирования сильным  UV-излучением. 

Рассмотрим воздействие различной окраски на каждый из этих процессов.

 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка An Introduction to Pyro Staining Developers, With Special Attention to the Pyrocat-HD Formula(eng)
стрелка A new generation of staining developers(eng)
стрелка Pyrofaq - forum(eng)
стрелка Pyro Tips and Tricks by Maxim M. Muir(eng)
стрелка Анализ фотографических свойств фотопленок(rus)
стрелка Нестареющий родинал(rus)
стрелка The Effects of Pyro Stain in Platinum Printing by Bob Herbst(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте