разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Серж Данюшевский
    Путешествия и фотография
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #8   [Обзоры]  25/2/2006

Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.

Автор: Санди Кинг 
Оригинал статьи: http://unblinkingeye.com/Articles/PCat/pcat.html
Перевод: Daniel Zilbersheid

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  

Действительно ли негативы, проявленные в пигментационных пиро-проявителях имеют отличия при печати?

Многие фотографы считают преимущества, процитированные защитниками пиро-проявления (более выраженные краевые эффекты, улучшенная проработка деталей в светах и тенях, более высокое разрешение изображения и улучшенная структура зерна) как субъективные и бездоказательные, и утверждают что если кривая окрашенного негатива выглядит почти так же как и традиционно обработанного, результат при печати не может быть отличим. С этим эксперты согласиться никак не могут. Фила Дэвиса / Phil Davis, автора многочисленных книг и статей по техническим аспектам фотографии, спрашивал Стив Сайммонс / Steve Simmons в интервью для View Camera: "Вы считаете, что если было бы возможно создать такую же кривую с определенной эмульсией и не-PMK проявителем, что и на той же самой эмульсии, но проявленной в PMK, то отпечатки с обоих негативов были бы неотличимы на глаз?" Дэвис ответил: "Чтобы быть до конца объективным, скажу, что если была бы возможность произвести идентичные кривые и с PMK и с некоторым другим проявителем на той же самой плёнке, и если бы отпечатки соответствовали бы друг другу на двух или более уровнях плотности, при этом испытания проводились бы с группой непредубеждённых зрителей при «полностью слепых» условиях, я подозреваю, что отпечатки были бы оценены, как неразличимые" (6). Отвечая на тот же самый вопрос, Гордон Хатчингс, который развивал и популяризировал формулу PMK, не согласился с этим комментарием Дэвиса: "Будет два отпечатка с идентичной гаммой при печати с негатива, проявленного в пиро-проявителе и негатива проявленного обычным образом? Абсолютно нет. Если бы не было никакого различия между ними, мы никогда не нуждались бы в пиро-проявителях " (7).
Отличаются ли на вид отпечатки с окрашенных негативов от отпечатков с других негативов? Я полагаю, что большинство пользователей пиро-проявителей ответили бы на этот вопрос утвердительно. Опыт и наблюдения большого количества фотографов состоят в том, что есть кое-что уникальное и интересное в качестве печати с окрашенных негативов: может быть это краевые эффекты, тоноделение, увеличенная внутренняя чёткость, или просто «тайна пиро-проявления» как могли бы сказать некоторые. В моей собственной работе я нашёл, что пиро-проявители будут чрезвычайно полезным инструментом. Я предупреждаю, однако, что использование пиро-проявителей несовместимо с загрязнённой техникой, и что фотографы, которые являются по своей природе небрежными в фотолаборатории и мало заботятся об очистке своей техники, не должны рассматривать эти проявители в качестве своего инструмента. Однако тот, кто подходит к использованию пиро-проявителей с заботой и аккуратностью, и способен к тщательной очистке техники, чтобы стандартизировать рабочие процессы, может ожидать достижения последовательных и повторяемых результатов, которые предполагают широкие возможности для повышения выразительности и технического качества снимков.

PYROCAT-HD

В начале весны 1998 года я занялся расчётом пигментационного проявителя, который мог бы хорошо работать в разнообразных условиях: при ротационной обработке в Jobo, при барабанной обработке или в цилиндрах BTZS; в кюветах со слабым перемешиванием; и в резервуарах с минимальным перемешиванием. Мои эксперименты с составами на основе пирогаллола были весьма неудачны, потому что ротация часто приводила к высоким уровням вуали и неравномерному окрашиванию, в то время как слабое перемешивание приводило к образованию штрихов и пятен. Тогда в моих экспериментах я вернулся к пирокатехину. Анчелл и Трооп / Anchell & Troop показывают в The Film Developing Cookbook (http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/0240802772/), что окраска, производимая пирокатехином и пирогаллолом, очень похожа, и как "вообще полагают, пирокатехин является более устойчивым и надёжным" (8). Кроме того пирокатехин намного менее чувствителен к окислению кислородом воздуха, чем пирогаллол. К сожалению ни один из предыдущих проявителей, использующих пирокатехин, не был столь же удачен, как некоторые составы на базе пирогаллола. Большая концентрация гидроксида натрия, использующегося в качестве ускорителя, как пишет Трооп, "на современных плёнках даёт ненужную вуаль" (9). Слишком большая щёлочность приводит также к большему зерну, которое является особенно нежелательным на 35мм и катушечной фотоплёнке.
После более чем года экспериментирования, я разработал формулу Pyrocat-HD, опубликованную впервые в №4 The World Journal of Post-Factory Photography. Позже я сделал некоторые незначительные его модификации, и формула стала доступна в её существующей форме в http://www.unblinkingeye.com с весны 1999. Pyrocat-HD в настоящее время продаётся в виде комплекта от Photographer’s Formulary в США и Lotus Camera в Европе. Формула тщательно уравновешена и даёт, при надлежащем перемешивании, негативы высокой чёткости, с красивым рисунком зерна, а когда используется с минимальным или частичным перемешиванием, усиливает краевые эффекты. Pyrocat-HD также ведёт к небольшому повышению чувствительности со многими плёнками (по сравнению с PMK и Rollo), особенно при разведении 1:1:100.
Pyrocat-HD – проявитель на базе пирокатехина и фенидона, который имеет некоторые явные преимущества перед проявителями на базе пирогаллола при ротационной обработке листовых плёнок в цилиндрах и барабанах, потому что с меньшей вероятностью вызовет нежелательную окраску или неравномерное проявление. Многие фотографы также пришли к выводу, что Pyrocat-HD работает хорошо и в кювете, и я знаю довольно многих, кто использует его для проявления с визуальным контролем, включая технику проявления с помощью кисти. Кроме того, последующие испытания и эксперименты с Pyrocat-HD показали, что он является также превосходным проявителем для 35мм и среднеформатных плёнок вследствие получаемой высокой чёткости и более плотной структуры зерна.

Действительно ли PYROCAT-HD лучше других пиро-проявителей?

Разработка проявителей для меня не является самоцелью – моя цель состоит в том, чтобы всегда иметь проявитель, надёжно работающий в любой ситуации и с любой плёнкой. Есть несколько очень хороших красящих проявителей, и я использовал и проверял большинство из них. Я использовал PMK, мой первый проявитель, в течение почти десятилетия, но когда я перешёл на ротационное перемешивание, начались проблемы вызванные неравномерным проявлением, образованием штрихов от подтёков и чрезмерной общей окраской. Потом я использовал Pyrocat-HD в течение приблизительно пяти лет и не столкнулся ни с одной из этих проблем. Этот факт, и постоянно высокое качество моих негативов, достигаемое в Pyrocat-HD, убедительно доказали мне, что Pyrocat-HD является самым стабильным и «безаварийным» из всех окрашивающих проявителей. Это характеризуется следующими признаками:
  1. Очень высокая чёткость и способность к большей визуальной резкости при печати. Мои испытания показывают, что чёткость с Pyrocat-HD превосходит чёткость, получаемую обработкой в других резкостных проявителях типа PMK и FX-2.
  2. Очень плотная структура зерна, фактически идентичная получаемой в PMK и FX-2, подходящая для 35мм и катушечной фотоплёнки так же, как и для крупного формата.
  3. Скорость проявления. Pyrocat-HD, даже в варианте разведения 1:1:100, требует более короткого времени проявления, чем PMK и WD2D для достижения эквивалентного среднего градиента.
  4. Очень чистое действие и очень низкий уровень общей окраски, даже при большом времени проявления. Это делает его очень привлекательным проявителем для тех альтернативных процессов печати, для которых требуются негативы с очень высоким градиентом (CI).
  5. Очень стабилен в работе и не вызывает неравномерного окрашивания или образования штрихов. Может использоваться для ротационной обработки без опасения относительно появления этих артефактов.
  6. Может использоваться для обработки катушечной фотоплёнки в резервуарах с минимальным перемешиванием для выявления краевых эффектов, которые способствуют повышению визуальной резкости.
  7. Pyrocat-HD при разведении 1:1:100 даёт несколько большую эффективную светочувствительность плёнки, чем другие пиро-проявители, при том же коэффициенте контрастности (или среднем градиенте) CI.
  8. Pyrocat-HD – лучший проявитель для получения двухцелевых негативов, то есть годных как для печати на обычной бумаге или AZO, так и для альтернативных процессов при использовании тех же самых негативов.
  9. При печати на бумагах переменного контраста с негатива, проявленного в Pyrocat-HD, света, тени и средние тона передаются с большим контрастным интервалом, чем с негатива, проявленного в проявителе на базе пирогаллола.
  10. Pyrocat-HD очень недорог в использовании. Смешиваемый непосредственно перед использованием, он намного более экономичен, чем проявители на базе пирогаллола, типа Rollo, PMK и WD2D.

Формула PYROCAT-HD

Pyrocat-HD готовят в виде двух запасных растворов, которые смешивают и разводят водой для получения рабочего раствора. Срок годности запасных растворов очень высок. Запасной раствор А сохраняется в частично наполненных бутылках до года, в то время как запасной раствор B сохраняется неопределённо долгое время.

 

Состав запасных растворов

Pyrocat-HD

Запасной раствор А

Вода дистиллированная

  750 мл

Метабисульфит натрия

  10 г

Пирокатехин

  50 г

Фенидон*

  2 г

Бромид калия

  2 г

Вода дистиллированная

 до 1000 мл

Запасной раствор B

Вода дистиллированная

  1000 мл

Карбонат калия (поташ)

  1000 г

Для приготовления стандартного рабочего раствора смешивается 1часть раствора А с 1частью раствора B и со 100 частями воды.
* Возможна замена на 25 грамм метола (с небольшой потерей в светочувствительности).

 

Приготовление запасных растворов

Запасной раствор А

  1.    Взять 750 мл дистиллированной воды.
  2.    Добавить 10 г бисульфита натрия и перемешивать до полного его растворения.
  3.    Добавить 50 г пирокатехина и перемешивать до полного его растворения.
  4.    Смешать 2.0 г фенидона с приблизительно 5-ю мл изопропилового спирта до пастообразного состояния, затем добавить в раствор и перемешивать до полного растворения.
  5.    Добавить 2.0 г бромида калия и перемешивать до полного его растворения.
  6.    Добавить дистиллированную воду до 1000 мл.
Запасной раствор B

  1.    Взять 1000 мл дистиллированной воды.
  2.    Взвесить 1000 г карбоната калия* и добавлять его в воду очень медленно, с постоянным и быстрым перемешиванием. Если Вы добавляете его слишком быстро, или недостаточно размешиваете, будет невозможно растворить всю навеску в 1000мл воды. Имеет место экзотермическая реакция, и раствор заметно нагревается. Общий объём раствора будет немного больше 1300 мл.
* Карбонат калия очень гигроскопичен, то есть он поглощает воду из воздуха. Чтобы воспрепятствовать этому, его необходимо хранить в запечатанных контейнерах. Если Вы взвешиваете 100 г карбоната калия, который поглотил много воды, фактический вес самого химиката может оказаться только 60-80 г, что конечно даст намного более слабый раствор, чем необходимо.

Рабочий раствор PYROCAT-HD

Для проявления негативов, предназначенных для печати на обычной серебряной бумаге, рекомендованная пропорция – 1:1:100 т.е. одна часть Запасного раствора А + Одна часть Запасного раствора В + 100 частей воды.

Для печати на AZO и для большинства альтернативных процессов, включая карботипию, каллитипию, Pt/Pd, процесс «Ван Дейк», POP, альбуминную и солёную бумагу, рекомендуется пропорция 2:2:100 т.е. две части Запасного раствора А + две части Запасного раствора В + 100 частей воды.

В большинстве мест безопасно готовить рабочий раствор на воде из-под крана. Однако, если Вы заметили любые необычные артефакты проявления, типа разводов, полос, или неравномерного окрашивания, рекомендуются использование дистиллированной воды.

Возможные варианты рецептуры

  1. Фенидон можно заменить на метол в пропорции приблизительно 10 частей метола вместо одной части фенидона. Замена не влияет на интенсивность окраски или чёткость, но может вызвать небольшую потерю в светочувствительности. Заметим, что все значения времён проявления, приведённые в этой статье, основаны на версии с фенидоном, и если Вы хотите заменить его на метол, это может потребовать коррекции времени проявления.
  2. Карбонатом натрия можно заменить карбонат калия. Эти два карбоната дают фактически идентичные результаты когда используется в эквивалентном молярном количестве в рабочем растворе. Однако, карбонат натрия намного менее растворим, чем карбонат калия, поэтому запасной раствор В готовят менее концентрированным. Чтобы подготовить запасной раствор B с карбонатом натрия, добавьте 200 г карбоната натрия к 1000 мл воды. Чтобы сделать рабочий раствор, эквивалентный рабочему раствору с карбонатом калия 1:1:100, смешайте одну часть раствора А + пять частей раствора B + 94 части воды. Для альтернативных процессов – 2:10:92, чтобы точно соответствовать соотношению 2:2:100 с карбонатом калия. На практике можно использовать соотношения с карбонатом натрия в 1:5:100 или 2:10:100 и сделать незначительную коррекцию времени проявления.
  3. Некоторые используют Pyrocat-HD с запасным раствором В в виде 10%-ого раствора гидроксида натрия вместо карбоната. Это должно хорошо работать, но увеличенная щёлочность может дать немного увеличенное зерно с некоторыми плёнками, так что перед использованием этой замены необходимо провести тщательные испытания. Чтобы сделать рабочий раствор, используя 10%-ую гидроокись натрия как запасной раствор B, смешивают 1 часть запасного раствора А + 1.5 части запасного раствора B + 100 частей воды. Этот рабочий раствор эквивалентен разведению 2:2:100 с карбонатом калия. Однако, из-за возможности увеличенного зерна, я рекомендую эту замену только для проявления негативов, предназначенных для контактной печати.

Основная процедура проявления

  1. Замочить фотоматериал в воде в течение пяти минут. Замачивание является дополнительной операцией при проявлении в кювете или в бачке (кроме как с минимальным перемешиванием или вообще без него), но абсолютно необходимо при ротационной обработке.
  2. Проявлять в цилиндре, барабане, кювете или бачке в течение времени согласно приведённым ниже инструкциям.
  3. Стоп-ванна. Я рекомендую использование раствора уксусной кислоты приблизительно 1/4–1/2 от нормальной (2%-ной) концентрации. Если стоп-ванна слишком сильна, это уменьшит окраску изображения.
  4. Рекомендуется использование щелочного фиксажа. Прекрасно работают быстрые фиксажи Kodak и Ilford, типа TF-4. Я использую формулу TF-3, описанную в  The Film Developing Cookbook  Анчелла и Троопа.
  5. Одна минута в hypo-clearing agent. Я использую 1%-й раствор сульфита натрия, который даёт результат, эквивалентный любому из коммерческих изделий.
  6. Промывка в проточной воде в течение 30 минут.

Не используйте щелочную ванну после фиксирования, как рекомендует Хатчингс для PMK. Мои испытания показывают, что окраска, добавленная этой ванной – это, прежде всего, общая окраска. Общая окраска увеличивает только экспозицию при печати, но не добавляет качества.
Pyrocat-HD даёт прекрасные результаты со многими различными видами проявления. Ниже перечислены некоторые специфические особенности процедуры проявления при различных методиках обработки.

 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  5  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка An Introduction to Pyro Staining Developers, With Special Attention to the Pyrocat-HD Formula(eng)
стрелка A new generation of staining developers(eng)
стрелка Pyrofaq - forum(eng)
стрелка Pyro Tips and Tricks by Maxim M. Muir(eng)
стрелка Анализ фотографических свойств фотопленок(rus)
стрелка Нестареющий родинал(rus)
стрелка The Effects of Pyro Stain in Platinum Printing by Bob Herbst(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте