разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Обзоры]  2/4/2004

Критерии выбора среднеформатной системы

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  

Введение

Теперь вы уже точно знаете, что без среднего формата не обойтись. Что же выбрать? Если в 35-мм вам приходилось определяться между стандартным кадром и панорамным, то в среднем формате выбор огромен и чрезвычайно разнообразен.

Самый важный критерий выбора среднеформатной системы очень практичен - это соотношение цены и возможностей. Да, как бы мы не хотели снимать всеми камерами сразу и подбирать объективы из полных линеек оптики, нам это не доступно. Цена все равно будет определяющей. Другое дело, что само понятие "цена" не строгое, а рынок "вторые руки" еще больше раздвигает рамки. Возможности среднеформатных систем тоже не безграничны, а у некоторых камер вообще минимальны. Одних "возможностей" вам может быть достаточно, а других не хватать. Здесь все очень индивидуально, но закономерно.

Если вы профессиональный фотограф и не чужды экономическим расчетам, то ваша основная задача в выборе среднеформатной системы сведется к приобретению минимального, но полностью достаточного набора. Любая лишняя "линза" может создать финансовые сложности, особенно, если вы только в начале пути. Идеология достаточного минимума как правило эффективна с точки зрения экономики, но довольно жестока по отношению к вашим творческим амбициям.

Большинство фотографов сводит выбор среднеформатной системы исключительно к оценке технических характеристик, потом добавляют цену, самые смелые продвигаются дальше и говорят о "произведении впечатления на клиента", но самое смешное заключается в том, что очень и очень многие люди покупают ту или иную камеру преимущественно из собственных психологических особенностей, чем из реальной оценки ситуации. Это очень характерно для начинающих фотографов, которые в большинстве случаев приобретают не ту камеру, которая им нужна, а ту, на которой их учили в фотошколе, или ту, которой снимает их любимый авторитетный фотограф, или ту, какую больше рекламируют, какая дороже или престижней. Я могу продолжить, но, я думаю, вы уже уловили основную мысль: во всех случаях определяющими были нефотографические факторы.

Да, это все не строго, даже сделав "правильный выбор", мы не можем что-либо купить просто потому, что это не продается в нашей стране или стоит существенно дороже, или будет доставлено "через год", наконец, мы сами иногда погружаемся в такие иллюзии, что потом, оглядываясь, хочется закрыть глаза. Более того, у каждого фотографа свои критерии оценки и своя система ценностей аппаратуры, которая имеет привычку меняться со временем, опытом и окружающей средой. Тем не менее, мы можем свести вероятность ошибки к минимуму, тщательно разобравшись во всех аспектах.

 

Основные вопросы при выборе среднеформатной системы.

Первый и самый главный вопрос, который вы должны себе задать в общем случае звучит так: "Что я буду снимать?". Его можно немного подправить в зависимости от ситуации до "Что я фотографирую сейчас?" или "Что я снимаю лучше всего?". Самое важное, что вы не можете сказать в этой ситуации неопределенное "ВСЕ!", тут нужно конкретизировать и, по-возможности, минимизировать список жанров, однако не в ущерб будущему фотографическому процессу.

Второй вопрос, который не менее важен, "Как я буду это делать и для кого?". Это очень сложный вопрос, так как вы не всегда сможете сказать "Как?" и "Для кого?", учитывая долгосрочную перспективу приобретения оборудования. Здесь вам придется довериться своему опыту и сделать предположение. Возможно, вы попадете в точку, и ваше дело станет очень успешным, а возможно вы провалитесь в такую трясину, что выбираться придется с помощью друзей.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что я часто намекаю на коммерческое использование фотографии и, соответственно, пока идет обсуждение выбора среднеформатной системы для профессионального использования. Если же творчество - главное ваше занятие, и вы не зарабатываете деньги фотографией, то читайте дальше. Сразу небольшое дополнение для тех, кто не видел предыдущую статью: обратите внимание, что я говорю "среднеформатная система" а не "среднеформатная камера", так как выбирать вы будете именно систему как таковую, а не камеру как одноразовый фотоаппарат. Система, это не только камера или группа камер, это еще линейка (линейки) оптики, аксессуары, совместимость с цифровыми приставками и т. п.

 

Выбор формата

Вопрос "Для кого?" почти наверняка сразу определит формат. У издателей специализирующихся на календарях, рекламных агентств, журналов, корпоративных клиентов и пожилых супругов, которые пришли к вам сделать портрет по случаю 50-летия совместной жизни, разные требования. Эти требования разнятся и в каждом конкретном случае. Еще вчера ваши слайды 6х4,5 игнорировали напрочь, теперь они вполне допустимы; позавчера вашему постоянному клиенту хватало 6х4,5 для буклета, но сегодня его фирма выросла и заинтересована в рекламном календаре, и меньше чем на 6х7 он смотреть не хочет; ваш друг архитектор всегда звонил вам по случаю съемки шифт-объективом, но вот уже год как он снимает на цифру и исправляет перспективные искажения на компьютере. Время неумолимо меняет технологии, требования, людей и их подходы. Ваша задача не отстать, но и не опередить его. Почему не опередить? Потому что если вы сегодня предложите чего-нибудь очень новое, то большинство клиентов будут недоверчивы, а те, кто пойдет на риск, скорее всего не обеспечит вам постоянных доходов. Так было с цифрой несколько лет назад.

Зернистость пленки постоянно уменьшается, а цифровые приставки встречаются все чаще и чаще. Требования к площади формата регулярно снижаются, но основное правило непоколебимо: чем больше формат, тем лучше он смотрится и большее впечатление производит, но и больше расходы. Сегодня формат 67 обеспечивает качество лучшее, чем 4х5" двадцать лет назад. Еще десять лет назад 645 был заметно хуже, но сегодня он реальный конкурент 67. С другой стороны 66 прошел сквозь десятилетия и остался.

Больший размер слайда, а это в среднем формате 6х7-6х9 и, очень редко в России, но вполне популярно в Европе - 6х17, намного приятней для рассмотрения с точки зрения клиентов и производит на них большое положительное впечатление, не говоря уже о полиграфическом потенциале. К слову, 6х17 просто находка для дизайнера, который может кадрировать панораму как ему вздумается, вырезая интересные куски. Сейчас, слайд 6х7 что-то вроде стандарта в профессиональной фотографии и все больше на это лидерство претендует 6х4.5.

А что же 66 формат? С ним, как всегда, особая ситуация. И хотя он всего лишь на 14 мм (обычно это 70 - 56) меньше по длине, чем 67, визуально он кажется почти аналогом 645. Общепринято обрезать 66 до 645. Если вы посмотрите журналы и книги, то увидите не так уж и много квадратных фотографий. Поэтому когда вы выбираете 66, который почти 67, вы на самом деле получаете 645. Это наводит меня на мысль о том, что почти вся распространенная среднеформатная фотография сводится практически к двум форматам: 645, который как бы включает 66, и 67, к которому можно присоединить форматы 68 и 69. Если ваша цель - универсальная фотография, то я бы рекомендовал брать наибольший формат, который вы можете себе позволить не только в денежном плане, но и по оперативности работы. Это связано с тем, что, как правило, камеры большего формата позволяют применять пленочные магазины на меньший формат, но не наоборот.

В выборе формата многое зависит от конечных требований к изображению, но не забывайте и про себя. Обычно меньший формат проще в работе, легче и отчасти дешевле. Обратите внимание, что соотношение площадей кадров в среднем формате не так велико. То есть, если при переходе с узкого кадра в самый маленький 645-й формат вы получаете почти троекратный рост площади изображения, то при смене 645 на практически предельный (не панорамный) средний формат 69, вы увеличиваете качество кадра всего лишь в два раза.

 

Типы среднеформатных фотоаппаратов

Любой формат может быть реализован в камерах разного типа. Профессиональная фотография давно склонилась к однообъективным зеркальным камерам модульной конструкции. Второе место прочно удерживают дальномерные камеры. А все остальные: шкальные, двухобъективные зеркальные, камеры со сквозными видоискателями, и малогабаритные карданные камеры, а также панорамные фотоаппараты, составляют класс специализированной фототехники, которая очень разнообразна, но не всегда универсальна.

Если только у вас не очень специфическая область работы, например, съемка исключительно панорам, то вам придется выбирать из зеркальных однообъективных или дальномерных систем.

Я могу отметить следующие важные преимущества однообъективных зеркальных систем, которые обеспечили им широкое распространение:


1. Высокая универсальность.
2. Вы видите в видоискателе, то, что есть на самом деле, в том числе и с фильтрами.
3. Длинные линейки сменной оптики.
4. Возможность смены магазинов с пленкой и совместимость с цифровыми приставками.
5. Наличие сменных видоискателей.

Конечно, это не исключительные и не все свойства зеркальных систем, но, в основном, дело обстоит именно так.

Дальномерные камеры менее универсальны. Из-за применения дальномера использование длиннофокусной оптики затруднительно. Поэтому линейки оптики дальномерных камер часто обрываются в районе 200 мм, что для среднего формате весьма немного. Но отсутствие зеркала в дальномерных фотоаппаратах позволяет спроектировать сверхширокоугольную оптику очень высокого качества, так как не возникает необходимости в сложных оптических конструкциях. Дальномерные среднеформатные камеры существенно легче зеркальных, легче и объективы.

стрелка Количество страниц  1  2  3  4  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Средний формат Часть I(rus)
стрелка Michael Reichmann. Понимание среднего формата.(rus)
стрелка Jafa Photography. Сравнение систем среднего формата(eng)
стрелка Выбор камеры среднего формата(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте