разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [30/04/2003] Немного о монокле и софт объективах.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Обзоры]  26/2/2004

Средний формат

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

стрелка Количество страниц  1  2  

Фотографы приходят в средний формат по-разному. Одних вынуждает рыночная коньюктура, другие хотят повысить качество своих фотографий, третьи планируют устраивать выставки, наконец, есть и такие, кто делает это исключительно для повышения своего имиджа.

В большинстве своем среднеформатные фотоаппараты тяжелы, слабо автоматизированы, весьма консервативны, позволяют делать небольшое число кадров на одной пленке, весьма дороги, в том числе и в обслуживании. Они просят тяжелые штативы, надежные кофры, автомобиль чтобы все это возить и, для полного счастья, ассистента. Тем не менее, профессиональные и творческие фотографы исправно год за годом покупают и эксплуатируют их, добиваясь непревзойденных результатов. В чем же причина, заставляющая идти на такие жертвы, когда "цифра" стала реальнее реальной?

Ответ мы найдем в качестве результата, в качестве техники и оптики, в системности большинства фотоаппаратов, в весомом студийном потенциале и целом ряде специфических свойств, которые трудно перечислить, но вы непременно почувствуете, о чем идет речь, если начнете работать в среднем формате…

Вероятно, вы не профессиональный репортер и репортажная съемка никогда не занимала вас настолько, чтобы покупать аппаратуру под нее. Я также допускаю, что вы могли иметь топовую модель зеркального фотоаппарата, но редко пользовались 8-10 кадрами в секунду, десятками фокусировочных датчиков и изощренными экспонометрическими системами. И я твердо уверен, что если вы задумались о среднеформатной фотографии, то качество для вас несколько важнее скорости съемки.

Большинство фотографов начинают с 35-мм фотоаппарата. Конечно, если вам уже достаточно много лет, вы могли застать те времена, когда все было наоборот: "кинопленочная" фотоаппаратура вытесняла традиционные "раскладушки". Но уже много десятилетий 35-мм кадр главенствует в мире, как по числу продаваемых камер, так и по площади реализуемых фотоматериалов. Однако, если мы углубимся в историю, то легко поймем, что по большому счету 35-мм аппаратура является компромиссом между качеством, удобством, стоимостью и доступностью. Даже сам факт использования перфорированной пленки из отрасли кино подтверждает это, так как перфорация, особенно в таком объеме, конечно же, не нужна. К слову, многие современные фотоаппараты не используют перфорацию для перемотки. Пленка или рольфильм для среднего формата не имеет перфорации, и площадь светочувствительного материала здесь используется намного лучше.

Прежде чем рассказывать о преимуществах и недостатках среднего формата, я хочу указать на неоспоримые достоинства 35 миллиметров. Узкоформатные камеры достигли самого высокого технического развития среди всех фотографических устройств. Во многом, технические новшества приходят в средний формат из 35-мм, например автофокус и точечный замер. Камеры под перфорированную пленку чрезвычайно автоматизированы, часто позволяют получать качественно экспонированные снимки в программном режиме даже на слайд, имеют придиктивную фокусировку, согласованное управление вспышкой, в том числе дистанционное. Они перематывают пленку почти мгновенно и очень хорошо защищены от проникновения влаги и пыли. Конечно, когда я описываю 35-мм камеры, я в основном опираюсь на самые совершенные профессиональные модели. Но сравнивать средний формат лучше всего именно с ними, так как среди современных фотоаппаратов под рольфильм вряд ли можно выделить любительские модели или модели начального уровня.

Взяв в руки средний формат после современного репортажного фотоаппарата, вы можете почувствовать себя ограниченным в возможностях. Вероятно, вам будет не хватать зум-объективов и согласованной вспышки, вы будете больше внимания уделять расходованию пленки, вам потребуется носить с собой зонтик на случай дождя, а при съемке с катера мечтать об объективах с оптической стабилизацией изображения. Но напечатав свои первые фотографии форматом 50х70 см вы поймете ради чего пошли на жертвы, и, я надеюсь, нисколько не пожалеете о том времени, когда снимали исключительно на 35-мм пленку.

Впрочем, и это наиболее оправданно, большинство фотографов работающих в среднем формате, имеют и узкопленочные фотоаппараты. Поэтому, прежде чем решиться вложить свои средства в среднеформатную систему, лучше всего попробовать поснимать среднеформатным фотоаппаратом, одолжив его на время у знакомого фотографа. Только трезво оценивайте первые впечатления и не ожидайте от камеры идеально эргономики или безупречной легкости, а также помните о том, что все системы разные и, возможно, другая лучше вам подходит.

Среднеформатные фотоаппараты

Фотоаппараты, предназначенные для преимущественной фотосъемки на широкую пленку (рольфильм) или с использованием цифровых приставок (задников) называются среднеформатными. Слово "преимущественной" поставлено не случайно. Много среднеформатных систем позволяет снимать и на 35-мм пленку, применяя специализированные магазины, в том числе и панорамные. С другой стороны рольфильм используется и в крупном формате с помощью специальных адаптеров, а большой листовой формат 4х5 дюймов применяется в среднеформатной фотографии в магазинах для мгновенной полароидной пленки.

В целом все среднеформатные фотоаппараты сконструированы для съемки на рольфильм и дают наилучшие результаты при его применении. Странно покупать среднеформатный фотоаппарат, чтобы снимать на узкую пленку, но в ряде ситуаций возможность использования 35-мм магазина может хорошо помочь и вам не придется нести еще одну камеру и объективы к ней.

Само понятие "средний формат" объединяет целую группу форматов, начиная с диспропорционального 6х3 см и заканчивая очень панорамным 6х24 см. В середине между этими двумя крайностями находятся наиболее распространенные средние форматы. Это 6х4,5 см - самый маленький из всех форматов с привычными пропорциями и самый технологически совершенный. Многие камеры формата 645 автоматизированы также как и узкопленочные репортерские, уступая, конечно, в цифрах, но не в составе функций. 6х6 - пожалуй, самый известный из всех средних форматов. 6х7 - теперь весьма популярный и обеспечивающий великолепное качество для подавляющего большинства работ на любых пленках, а теперь и в цифровой фотографии. 6х8 и 6х9 - ранее очень распространенные, а теперь довольно редкие форматы. 6х10, 6х12, 6х17, 6х24 - панорамные форматы, весьма специализированные и нечасто используемые, как из-за высокой стоимости, так и из-за ограниченной применимости в коммерческой фотографии.

Сразу замечу, что, несмотря на названия, реальные размеры кадров отличаются на несколько миллиметров. Так 6х4,5 скорее будет 41-42х56 мм; 6х6 - 56х56 мм; 6х7 - 56х69,5 мм; 6х8 и 6х9 - 56 мм по высоте и 78-90 мм в длину. Кроме того, и эти значения не абсолютно точны - могут быть отклонения на 1-2 мм, но преимущественно по длине кадра, так как высота рольфильма все равно около 61,5 мм. С некоторыми фотоаппаратами возможно использование более широкой 70 мм пленки, но ввиду ее малой распространенности я не буду акцентировать внимание на дополнительных, в том числе маскируемых форматах.

Из перечисленных средних форматов наиболее распространены три: 645, 66 и 67. Если у вас нет специфических требований, то вы остановитесь на каком-либо из них. Причем 645 наиболее автоматизирован, 66 за редким исключением весьма консервативен, а 67 более удобен по пропорциям и не заменим в тех случаях, когда вам нужно несколько больше чем 645. Отмечу, что когда мы говорим о формате фотоаппарата, то имеем ввиду наибольший или конструктивно оптимизированный формат, потому что, например, к камере семейства 67 могут быть задники для форматов 645 и 68, а для камеры 66 - 63 и 645.

стрелка Количество страниц  1  2  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Michael Reichmann. Понимание среднего формата. (rus)
стрелка Jafa Photography. Сравнение систем среднего формата(eng)
стрелка Выбор камеры среднего формата(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте