разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [25/2/2006] Введение в теорию пигментационного проявления пирогаллолом и пирокатехином.
стрелка [5/9/2004] Художественная фотосъёмка горных пейзажей
стрелка [4/9/2004] Тайны брекетинга
стрелка [22/5/2004] О фокальных расстояниях.
стрелка [12/4/2004] Форум в Сокольниках. Фотофорум-2004
стрелка [2/4/2004] Критерии выбора среднеформатной системы
стрелка [26/2/2004] Средний формат
стрелка [01/09/2003] Шотландия в квадрате. Композиция кадра 6x6 см?
стрелка [31/7/2003] Раскрасим фотографию.
стрелка [14/03/2003] Техника ручной раскраски фотографий обнаженной натуры.
стрелка [24/01/2003] Юстировка КИЕВ 60
стрелка [20/12/2002] Понимание среднего формата

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Виденин
    Жанровые фотографии
     

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #4   [Обзоры]  30/04/2003

Немного о монокле и софт объективах.

Автор: Сергей Шапочкин (sergs@vstu.ru)
Оригинал статьи: Специально для сайта "M-Format"
 

В то время как все мы являемся свидетелями гигантских скачков в развитии цифровой фотографии, - скачков, за которыми порой не успевает наше ограниченное в своем стремлении к внутреннему комфорту мироощущение, - на фоне безудержных восторгов сторонников всего нового и вынужденных признаний успехов “цифры” со стороны консерваторов, когда те и другие все чаще сходятся в том, что традиционная аналоговая фотография в конце концов умрет (не дай бог дожить до этого), у некоторой части фотографической общественности проявляются такие декадентские настроения, как интерес к мягкорисующей оптике: моноклю и софт-объективу. Не избежал таких настроений и я. Хочется думать, что это было не данью моде, а определенным этапом в поисках формы и стиля - желанием сделать фотографию более образной и как можно полнее выразить в снимке свои чувства и мысли.

Фотография №4

Несколько слов о монокле.
Итак, монокль – это объектив, в оптической схеме которого только одна линза, строящий изображение в основном за счет сферической аберрации – проще говоря, за счет оптических недостатков, свойственных этому простейшему оптическому прибору. Все эти недостатки, такие как “недостаточная” резкость (я беру слово в кавычки потому, что недостаточная она для людей, больных заразной болезнью “чтоб было резко”. Мне их искренне жаль), пониженный контраст, кажущееся повышенным светорассеяние - на деле оборачиваются большими плюсами и делают этот простейший объектив очень привлекательным в художественной фотографии. Это, прежде всего, обобщенный рисунок, позволяющий избавиться от излишней деталировки и тем способствующий более гармоничному целостному восприятию снимка. Это подчеркивание бликов, когда снимок будто наполняется воздухом, обволакивается романтической дымкой и буквально втягивает в себя взгляд зрителя. Обычно всякий начинающий фотолюбитель жалуется на то, что в момент съемки все в природе было так завораживающе красиво, а вот на снимке – удручающе обыденно, как будто что-то неуловимое так и не было схвачено объективом. Так вот, монокль, по-моему, делает фотографическое изображение более эстетичным, чем оригинал. В жанре пейзажа это не как можно более точная передача состояния природы, а рождение собственного мира – мира наших чувств и воспоминаний. Это как в детстве – когда смотришь на залитый солнцем мир сквозь прикрытые ресницы, то этот мир вовсе не тот, который увидишь, широко открыв глаза. Так, к примеру, фото 1 в действительности представляло собой сильно контрастную, режущую глаз картину, которая такой бы и осталась на снимке в случае использования обычной техники. Монокль сделал маленькое чудо. Я не хочу останавливаться на технических аспектах этого простейшего объектива (но отнюдь не простого в изготовлении). Для интересующихся технической стороной дела могу предложить ознакомиться с публикациями Анатолия Ерина, признанного мастера в этой сфере фотографии, в “Фото и Видео” (№3, 5 2000г.). Хочу только сказать, что для меня монокль изготовил Владимир Гарин – старейший и, наверное, лучший фотолюбитель Волгограда, да кроме того, еще и мастер-золотые руки. Монокль изготовлен на основе объектива Вега 12 (выпукло-вогнутая линза – мениск) и использовался на камере Пентакон 6. Спасибо большое Владимиру Гарину и Анатолию Ерину – его публикации оказали весьма ощутимую помощь. В частности, пришлось помудрить с диафрагмой. Вначале пытались оставить родную лепестковую диафрагму объектива, но на изображении получались характерные угловатые размытости и блики к краям кадра (нечто похожее можно увидеть на технической иллюстрации в статье Ерина “Фото и Видео” №12 2001г., стр.75 внизу слева). Если кадрировать изображение при печати, то сильных искажений удавалось избежать. К примеру, фото 2 и фото 3 сняты таким “несовершенным” моноклем. Позднее были изготовлены постоянные диафрагмы (как и советует Ерин) в виде кружков с отверстиями, устанавливаемых перед линзой. По мере накопления опыта мною было отобрано одно кольцо, которым я и пользуюсь, а относительное отверстие считаю 5,6 (хотя так ли это? Не знаю, но я принимаю это значение диафрагмы при расчете экспозиции). При съемке применяю фильтр желтой или желто-зеленой группы (также согласно рекомендациям Ерина). Основная проблема при съемке – наводка на резкость. Весьма непросто, учитывая темный видоискатель Пентакона. Интересно, что микрорастр вообще для монокля не подходит – в видоискателе сплошная мозаика. Только матовое стекло.

В каких жанрах лучше всего использовать монокль? Это, как и сто лет назад, пейзаж, портрет, натюрморт, ню. Кроме монокля мне довелось снимать и современным мягкорисующим объективом Pentax 120mm soft во время совместных съемок с Григорием Галицыным в прошлом году. На фото 5-фото 8 представлена небольшая часть нашего совместного творчества. Что сказать об объективе? Он просто великолепен, проблем с наводкой на резкость гораздо меньше, чем на Пентаконе. К сожалению, все съемки проводились на черно-белую пленку. А именно на цветной пленке и можно определить основные отличия монокля от современного мягкорисующего объектива. Кстати сказать, моноклем я тоже снимаю исключительно на ч.б., поэтому наблюдать характерную радужную кайму на границе контрастных объектов мне не приходилось (это результат хроматических аберраций). Интересующимся вопросами искажений при цветной съемке советую ознакомиться с публикацией Ерина “ Фото и Видео” №12 2001г.


Фотография №8

Хочется немного сказать в защиту монокля: никакими другими средствами невозможно создать изображение, которое “рисует” эта линза. Скажем, смягчающие фильтры, солидный ассортимент которых выпускается многими фирмами. Основной результат от использования любых смягчающих фильтров – это общее снижение резкости, в то время как моноклем создается вполне резкое изображение, на которое накладываются другие, более размытые. На основании собственного опыта скажу, что кажущаяся нерезкость отпечатка при использовании мягкорисующей оптики никак не усиливается при больших увеличениях. Наоборот, чем больше формат отпечатка, тем эффектнее изображение. Монокль создан для фотографий форматом не менее чем 30х40 см, которые должны висеть в рамках. То, что на экране монитора, не дает полностью насладиться всеми прелестями реального отпечатка. И в связи с этим хотелось бы заметить, что изображение, созданное моноклем или мягкорисующим объективом, дает огромный простор для использования всего арсенала техники позитивной печати. Это и подбор контрастности, и различные припечатки и оттенения при экспозиции, протравливания бликов и т.д. Поэтому хотелось бы предостеречь любителей следовать моде: не овладев техникой позитивной печати, ярких результатов от использования монокля не дождешься. Но позитивный процесс – это отдельный разговор. Когда-то Ансел Адамс сказал: ”Негатив является нотной записью, а отпечаток произведением.” Для аналоговой фотографии это актуально и по сей день.
И последнее: мне кажется, залог успеха при использовании мягкорисующей оптики заключается не только в качестве изготовления монокля, не только в точности отбора сюжетов и построении композиции, не только в правильном определении экспозиции в момент съемки и техничном позитивном процессе, а и в чем-то более тонком… В совпадении “видения” монокля с вашим собственным взглядом на мир. Если вы своей фотографией хотите выразить свое желание жить, любить и смотреть на солнце сквозь прикрытые ресницы, если вы хотите увидеть гармонию в окружающем мире, будь то луч света в холодной воде, тонкая игра бликов в листве деревьев или мраморная белизна кожи и полный тайны взгляд, то монокль – это для вас.

Фотография №1 Фоторафия №2 Фотография №3
Фотография №5 Фотография №6 Фотография №7


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Простой монокль из Гелиоса 44М.(rus)
стрелка К разговорам о монокле...(rus)
стрелка Монокль - это просто.(rus)
стрелка Объектив "Монокль" своими руками.(rus)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте