разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [22/5/2004] Цифровые технологии в среднем формате
стрелка [16/4/2004] Чем подпереть средний формат. Штативы и моноподы. Часть первая.
стрелка [26/2/2004] Современные слайдовые пленки для среднего формата
стрелка [30/04/2003] Начальный бюджетный студийный свет.
стрелка [14/03/2003] Моторный привод SQ-I к камере Bronica SQ-Ai.
стрелка [24/01/2003] Fuji NPH 400 Professional
стрелка [20/12/2002] Смотровые планшеты

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Аксессуары]  28/4/2004

Чем подпереть средний формат. Штативы и моноподы. Часть вторая.

Автор: Ярослав Амелин (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала средний формат
 

Данная статья является продолжением первой части "Чем подпереть средний формат. Штативы и моноподы"

Штативы, моноподы, средний форматВысота штатива
Высота штатива требует размышлений. Каким видоискателем вы чаще пользуетесь? Призмой или шахтой? Часто ли снимаете с уровня глаз? Какова область применения штатива. Фотографируете ли вы в глубоком снегу и в воде? Что предпочтительней: работать согнувшись или вставать на цыпочки, чтобы посмотреть на установки на фотоаппарате? Если у вас камера, позволяющая подвижку объектива вверх, то штатив может быть невысоким. Используя шахту, фотограф обычно располагает камеру чуть выше пояса. Так или иначе, та высота, которую вы будете использовать чаще всего, будет определять высоту штатива до центрального узла, то есть без выдвижения центральной колонны. Самый хороший вариант, если вы будете применять колонну только для незначительной регулировки высоты.

Особого комментария заслуживает зимняя съемка и съемка в воде и болотах. Одним из решений могут стать специальные наконечники на ноги штатива, но у вас появится больше свободы с высоким штативом. Зимой человек проваливается в снег меньше, чем острая палка, поэтому, взяв с собой обычный треножник, вы можете обнаружить, что он на половину ушел в снег, которого вроде бы и немного. Высокий штатив имеет еще одно преимущество - его можно уменьшить. Поэтому лучше всего покупать самый высокий штатив с учетом массы и цены.

Говоря о высоте штатива, часто упоминают максимальную высоту, но значение имеет и весь диапазон высот, обеспечиваемый треножником. Современные конструкции с переворачивающейся центральной колонной обеспечивают непрерывный интервал от нуля до максимума. Обязательно выясните, есть ли у штатива мертвая зона, которая наиболее характерна для старых двухколенных штативов со связями между ногами. Если так - будьте уверены, всегда найдется кадр, который потребует именно этой высоты. Нельзя не отметить, что минимальная высота может достигаться разными путями. Когда снижение высоты производится раздвиганием ног на больший угол, это часто влечет снижение жесткости конструкции, штатив начинает пружинить особенно на гладких поверхностях.

Материал штатива
Первые штативы были из дерева. Они, обычно имеют не более двух колен, а центральная колонна вообще отсутствует. В основном только стержни конструкции изготовляются из дерева, а все связующие элементы металлические. Многие признают эти штативы устаревшими, но у них есть свои преимущества, из-за которых их производят и сегодня. Деревянный штатив отлично гасит вибрации и сравнительно легок. Дерево - уникальный материал, который в силу своей структуры поглощает высокочастотные колебания быстрее металла. Но деревянный треножник неуклюж, велик и позволит работать в относительно узком диапазоне высот. Я не встречал деревянных моноподов, да и зачем они вам?

Металлические штативы получили наибольшие распространение. При этом для стержней чаще используют сталь или алюминий, а для связующих элементов и голов - алюминиевые сплавы. Также встречаются титан, магниевые сплавы и др. Сегодня в металлический штатив часто добавляют пластмассовые элементы, и, в большинстве случаев, это не приводит к снижению надежности. Зажимы и рукояти из полимеров предпочтительней на холоде, но в сильный мороз могут подвести. Вообще, нареканий к современным пластмассам немного, особенно если штатив выпустила известная фирма. Противники металлических штативов указывают на не очень приятные ощущения при работе на холоде, но любой штатив на морозе голыми руками долго не потаскаешь. Для всего остального есть перчатки, специальные рукава на ножки штатива и современные конструкции, покрытые теплоизолирующим материалом там, где треножник берут руками.

Углепластиковые, карбоновые и штативы из подобных современных материалов появились не так давно и становятся популярными. Основные достоинства - снижение массы и эффективное подавление вибраций за счет свойств материала. Нетрудно заметить, что из углепластика изготовляются лишь стержневые элементы штатива, а все остальное почти идентично металлическим треножникам. Поэтому, хотя такие штативы заметно легче, они все же не так легки, как могли бы быть. Вместе с карбоновыми штативами начали существование аналогичные моноподы. Мне кажется применение современных материалов в моноподах более оправданным, чем где-либо еще. В конечном итоге монопод все время держат в руках, и он не должен фиксировать камеру сам по себе.

Когда мы говорим о поглощении вибраций деревом и современными синтетическими материалами, что считают их неоспоримым преимуществом, то не надо забывать о некотором сложившемся допущении по поводу этого вопроса. Действительно углепластиковые, карбоновые и деревянные штативы поглощают вибрации, но не все, а в основном высокочастотные. Низкочастотные колебания наоборот лучше гасят металлические штативы. Есть еще один момент: гашение вибраций материалами штатива вам необходимо в критическом диапазоне выдержек (где-то 1/15 - 2с) при работе без предварительного подъема зеркала.

Профиль ног штатива
Важен не только материал, из которого изготовлен штатив, но и профиль ножек. Предпочтительней штативы, выполненные из замкнутых профилей трубчатого сечения. Казалось бы, конструкция штатива подвергается расчету, и инженеры могут подобрать и открытый или некруглый профиль идентичный по характеристикам. Тем не менее, штативы с ножками из круглых труб наиболее прочны и устойчивы. Ситуация объясняется большей жесткостью замкнутого профиля и равномерной работой такой конструкции при знакопеременных нагрузках, то есть во всех направлениях, что характерно для ног штатива.

Количество секций в ногах штатива
Очень часто обсуждается, сколько колен должно быть у ног штатива. Чем меньше секций у ног, тем больше штатив в размерах и более жесткий. На самом деле прямой связи между числом телескопических секций в ноге штатива и ее прочностью быть не должно, но на практике из-за наличия зазоров в соединениях и стремления производителей облегчить изделие, штативы с большим количеством колен менее жесткие. В профессиональных штативах, как правило, два, три или четыре колена. При этом четыре секции, которые сопутствуют обычно не очень прочным конструкциям здесь по другой причине. При максимальной высоте порядка 2,2 - 2,5 метра, даже с тремя коленами штатив получился бы слишком большим в сложенном состоянии. С другой стороны понятно, что максимальная высота будет использоваться не всегда. В этом случае делают четыре секции, последняя из которых выдвигается только при наибольшей высоте. Принципиальное отличие состоит в том, что, используя любительские четырехколенные штативы, вы вынуждены каждый раз выдвигать их полностью. Поэтому даже четыре секции в ногах профессионального высокого штатива не говорят о его непрочности. Верхние секции ног штатива могут быть сдвоенными, что особенно характерно для двухколенных треножников. Такие секции еще более прочны и устойчивы.

Ноги штатива иногда крепятся дополнительными связями к центральной колонне. Эти связи могут быть регулируемыми и тогда штатив позволительно раскладывать не полностью или фиксированными. Дополнительные связи делают конструкцию жестче, но и без них штативы с мощным центральным узлом весьма прочны.

Центральная колонна
Если вы работаете в среднем формате с камерами со сквозными видоискателями или просто тяжелой техникой, то штатив с реечной центральной колонной, которую выдвигают простым вращением ручки, заметно облегчит фотосъемку. Центральная колонна может выниматься из крепления и переворачиваться вверх ногами, что позволяет проводить съемки практически с земли. Центральная колонна с реечным механизмом выдвижения обычно не вынимается, но имеет крепление и снизу, так что вы можете просто переставить голову, получив в итоге тоже самое. Наконец центральная колонна может представлять собой монопод, который полностью вынимается из штатива и используется отдельно. Существуют также конструкции, когда центральная колонна вставляется перпендикулярно своему первоначальному положению. С одной стороны это бывает удобным, с другой - больше вероятность опрокидывания штатива.

Центральная колонна считается основной причиной возникновения вибраций, так как, по сути, является защемленной консолью. Если у вас есть длинная линейка, то вы можете проделать следующий опыт. Наложите несколько ее сантиметров на край стола так, чтобы остальная часть свисала, и сильно прижмите. Теперь несильно ударьте по свисающему концу. Конечно, начинаются колебания. В этом опыте место, где вы прижимаете линейку к столу - основной узел штатива, линейка - центральная колонна, а самый дальний конец - ваш фотоаппарат. Теперь сдвиньте линейку так, чтобы свисала часть, которую вы прижимали, а нависающая, наоборот, была на столе. Наверное, не надо объяснять, что, повторив опыт, вы, скорее всего, не заметите никаких колебаний. То же самое происходит в штативе. Когда вы поворачиваете камеру на вертикальный формат, и центр тяжести камеры приходится уже не над осью колонны, а смещается в сторону, ситуация ухудшается многократно, так как колонна теперь испытывает и большую изгибную нагрузку. Все вышесказанное позволяет рекомендовать не выдвигать центральную колонну, пока не исчерпаны возможности ног штатива, и не поворачивать фотоаппарат. А при выборе, следует предпочесть положение камеры, не требующее использования колонны. По этим же причинам очень хороши штативы (правда и весьма тяжелы), которые имеют настолько длинные ноги, что центральный узел штатива доходит вам до головы.

Узлы штатива, зажимы на ногах штативовЗажимы
Раздвигающиеся ноги штатива фиксируются зажимами. Существуют эксцентриковые зажимы, зажимы-муфты и зажимы в виде резьбовых хомутов. Самые быстрые в использовании (хотя это дело тренировки) - эксцентриковые. Основной их недостаток - ограничение прижима в крайнем положении. То есть, после того как рычаг-эксцентрик дойдет до упора, больше зажать колено штатива не получится. Поэтому эксцентриковые зажимы необходимо регулировать. Одна часть эксцентрикового зажима намертво крепится к одному колену, а вторая - зажимающая - охватывает другое. Также устроен резьбовой зажим, который отличается тем, что вместо эксцентрика, сдавливание хомута производится винтом. Наружная часть винта может иметь вид рычага, маховика или что-то вроде "завертки". Такой зажим кажется более надежным, но требует времени. Зажимы-муфты самые незаметные и легкие. Они не имеют выступающих частей и по принципу работы напоминают цанговый карандаш. Вращая муфту вокруг своей оси и одновременно оси ноги, зажимают или освобождают колено. Пожалуй, это самые долгие в использовании зажимы, но и обеспечивающие самое прочное крепление. Преимуществом является то, что вы пожжете заворачивать муфту до тех пор, пока хватит сил, то есть усилие зажима не ограничено. Также их не нужно регулировать.

Зажимы-эксцентрики самые шумные: щелк - щелк - щелк - и готово. Но регулировочный ключик в кармане - необходимость, а не роскошь. Мне очень нравится оперативность таких зажимов и ощущения в работе, но эксцентрики надо смазывать, и их рычаги могут цепляться и раскрываться. Похоже, что к любой конструкции зажимов можно привыкнуть, а оперативность вообще не характерна для работы со штативом.

Наконечники для ног штатива
Некоторые штативы позволяют устанавливать на концы ног различные наконечники. Обычный вариант - пластмассовая пята, наиболее универсальна. Острый металлический стержень не позволит штативу скользить, но совершенно не применим в помещениях. Поэтому каменистый ландшафт или город - основное назначение. Существуют специальные зимние "башмаки", которые не позволяют проваливаться ногам штатива в снег. Для работы на трехсотлетних паркетах предназначены резиновые и поролоновые насадки. Большинство фотографов никогда не приобретают никаких наконечников, и, во многом, они правы.

Центральный узел
Центральный узел или, говоря по-другому, место соединения ног и колонны штатива - важная и наиболее громоздкая часть треножника. Существует большое разнообразие конструкторских решений, но практическую ценность имеет несколько моментов. Современные конструкции позволяют регулировать угол наклона каждой ноги по отдельности. Это на самом деле важно. Как-то раз я фотографировал интерьер крупного магазина, в котором было несколько этажей. Мне нужно было снять с внутренней колоннады второго этажа обустройство первого. Конечно же, съемку приходилось проводить со штатива. Проблема заключалась в том, что край второго этажа был выполнен в виде низкой стеклянной перегородки доходящей до пола с круглым хромированным поручнем поверх нее. Поставить штатив двумя опорами на поручень не было никакой возможности, а в обычном положении камера оказывалась от края слишком далеко, чтобы можно было заглянуть за него. Выручил наклон ног и противовес. В этом плане штативы с нерегулируемыми растяжками между ногами проигрывают конструкции без дополнительных связей.

Центральный узел может предусматривать возможность выемки колонны и ее установки наоборот, перпендикулярно или под небольшим углом. Существуют штативы, у которых центральная колонна может наклоняться на небольшие углы (порядка 12 градусов). Наконец, есть штативы, у которых центральный узел сильно вырожден и практически обеспечивается одним винтом, соединяющим все детали. Что выбрать, решайте сами, но не просто так большинство современных штативов использует традиционную конструкцию. В треножниках с колонной обеспеченной реечной передачей, центральный узел включает механизм подъема, что увеличивает вес.

Цвет штатива и его внешний вид
Цвет штатива бывает самым разным, но обычно все можно свести к трем вариантам: черный, оттенки серого и серебристый - цвет некрашеного алюминия. Я считаю наиболее предпочтительным черный, или на крайний случай темно-серый. Причины две. Светлый штатив вас очень демаскирует на улице, а если вы фотограф-анималист, то это значимо вдвойне. При работе в студии светлые штативы, отражающие свет, могут привести к появлению рефлексов на снимаемых объектах. Самое плохое, что отражения ног штатива трудно заметить - вы не ожидаете подвоха. Бывают целые серии штативов другого цвета, например, зеленого. Во многом, это вкус личных предпочтений, но не забывайте о работе в студии.

Если фотография для вас профессиональная деятельность, вид штатива важнее, чем вы думаете. Большинство клиентов не разбираются в камерах и для них что Hasselblad, что "Киев", разницы нет, а штатив они видят сразу и, учитывая его размеры, внешние качества очень значимы. Фотографы, которые приходят с мятым грязным алюминиевым штативом, с которого то и дело сползает камера из-за старой головы, вызывают у заказчика ужас - "он же платит столько денег"! Если человека встречают по одежке, то фотографа встречают по штативу. Однажды мне нужно было снять южное Подмосковье, и клиент даже прислал за мной машину. Но водитель ни разу меня не видел. Первый вопрос, который он задал при встрече: "А где же штатив?" Штатив был в большом рюкзаке и в тот солнечный день я его так и не достал.

Исполнение и удобство
Исполнение - субъективная категория, я подразумеваю под этим качество материалов и изготовления. Нет ли облоя на пластмассовых деталях, зачищены ли заусенцы на металлических зажимах, есть ли люфты в соединениях, насколько хлипкая конструкция. К перечисленному можно добавить разные мелочи. Например, часто рычаги головок выкручиваются полностью, чтобы можно было уменьшить их размеры. Но на винт обычно надета шайба. Если конструкторы были предусмотрительны, эта шайба никогда не спадет с рычага и не потеряется.

Удобство на самом деле определяет и скорость работы со штативом и настроение. Обратите внимание, с какой стороны расположены зажимы и всевозможные ручки и винты, в какую сторону они вращаются? Правша вы или левша? Не защемляются ли пальцы, когда вы складываете штатив? Можно ли пользоваться им в перчатках? Удобно ли закручивать двумя пальцами винтик, на котором все держится? Старые штативы имеют менее продуманную эргономику. Все перечисленные моменты очень важны. Возможно, вам придется пользоваться штативом не один год и не ко всему получится привыкнуть. Ситуация осложняется, если у вас несколько штативов и у каждого, например, зажимы поворачиваются в разные стороны. Вы все время будете их путать.

Системность и доступность
Развитость аксессуаров к штативу - хороший признак, но будете ли вы их использовать? Часто фирма имеет много продукции в каталоге, но не все можно приобрести. Например, вы покупаете голову, но она комплектуется только одной съемной платой, а у вас три фотоаппарата. Самое логичное - купить еще две. Но если вы находитесь в Москве или, еще хуже, в России, это совсем не просто. Вам с радостью предложат целый штатив, но какой-нибудь съемной пластины в продаже не будет. Более того, ее не будет и через месяц, и через год или когда-либо вообще. Доступность аксессуаров послужила причиной тому, что я пользуюсь в основном итальянскими изделиями, хотя, возможно, они и не самые лучшие. Доступность по цене еще важнее. Как и в случае камеры, вы никогда не купите слишком дорогой штатив, если у вас нет на это средств. Однако камере чаще еще можно простить чуть завышенную цену, а штативу "в котором ничего нет" - сложнее. Углепластиковые штативы часто слишком дороги, чтобы оправдать свои дополнительные свойства.

Штативные головыШтативные головы
Штативные головы позволяют поворачивать фотоаппарат в необходимое положение, минуя операции по перестановке штатива и его ног. Наибольшее распространение получило два вида голов - шаровые и рычажные. Конечно же, вы видели их и, наверное, не стоит вдаваться в особенности конструкции, тем более что она может быть различной. Здесь важен другой вопрос, какую голову и когда использовать. Общепринято, что шаровые головы заметно меньше в габаритах во многом за счет отсутствия длинных управляющих рукоятей, но менее точны, чем рычажные, которые позволяют идеально выставить фотоаппарат, не затрачивая массы усилий.

На самом деле, шаровые головы позволяют добиваться такой же точности, что и рычажные, но за большее время. Здесь многое зависит от сноровки, а также умения находить промежуточное положение, когда шар еще двигается, но не рывками, а плавно. Кажется, что камеру проще выровнять рычажной головой с уровнями, но вы не всегда получите идеальный результат. Уровень находится на голове (его надо проверить на точность), а между ней и камерой еще две плоскости съемной пластины, под которую мог попасть мусор, и все кадры от этого становятся немного кривыми. Или пластина неравномерно прижалась к фотоаппарату. Я признаю рычажные головы более удобными в работе и менее удобными для переноски. Рычагами, конечно, проще управлять и их проще фиксировать, если все сделано качественно. Рычажные головки более устойчивы к загрязнению, а вот песок, попавший между шаром и вкладышем шаровой головки, сильно сокращает срок ее службы. О шаровую голову проще испачкаться (шар должен быть смазан), но ее размеры и масса компенсируют почти все недостатки.

В последнее время существует разновидность шаровой головы, в которой фиксация и управление производится одной рукой. Такие головы довольно высоки и больше всего напоминают джойстик. Нажимая на клавишу, вы делаете голову свободной, отпуская - фиксируете. Эта конструкция позволяет вам управлять положением фотоаппарата, не трогая саму камеру, чего практически нельзя избежать в случае обычной шаровой головы.

Выбирайте головы с уровнями, если горизонты вас беспокоят. И обратите внимание на положение уровней при смене ориентации кадра: можно ли ими пользоваться? Крепление съемного адаптера заслуживает не меньшего внимания. Очень важно, чтобы съемная пластина блокировалась. В этом случае, если вы заденете фиксирующий рычаг, ваша драгоценная камера не встретится с землей. Дополнительный фиксатор позволяет съемной пластине немного освободиться, тем самым, сигнализировав, что не все в порядке, но не выпустит фотоаппарат. Снимать камеру с головы с фиксатором менее удобно, но разбитая камера - совсем плохое дело. Наиболее приемлемы конструкции, когда камера вставляется одной рукой, а зажим с фиксатором сами защелкиваются. Это и удобно и безопасно. Фиксатор, управляемый вручную отдельно, требует от вас не забывать о нем.

Помимо других конструкций голов особо отмечу панорамные головки, которые предназначены для съемки соприкасающихся кадров. Это большие дорогие градуированные головы, которые позволяют закрепить фотоаппарат на ассиметричной оси вращения. Существуют разные подходы к панорамированию, один и которых предусматривает поворот камеры относительно оси передней линзы объектива. Специализированная голова поможет реализовать такой подход, но если вы не занимаетесь серьезно съемкой панорам, то ориентируйтесь на обычные головы со шкалами поворота на основании.

Не путайте головы для видеокамер и для фотоаппаратов. Голова видеоштатива позволяет производить плавное панорамирование и для удобства этого процесса снабжается длинным часто изогнутым рычагом. Все бы ничего, кроме этого рычага, который сильно мешает. Существуют и другие отличия, но главное - вы ничего не выигрываете, в том числе и по цене.

сьемные пластиныСъемные пластины
Самое лучшее изобретение последних времен - съемные пластины. Разъемное соединение позволяет все время держать фотоаппарат в кофре и крепить его на штатив по мере необходимости. Если у вас несколько камер, и вы попеременно снимаете на них, то съемные пластины заметно облегчат вашу участь. Наконец, вы не испортите резьбу на фотоаппарате постоянным накручиванием-откручиванием. Съемные пластины бывают самых разнообразных форм и размеров. Чем больше площадь пластины - тем лучше, меньше вероятность поломки или перекоса в соединении. Для серьезного среднего формата великолепны пластины с прижимной гайкой, которая позволяет присоединять (и отсоединять) пластину голыми руками, но с качеством, недоступным обычному креплению одним винтом. Минус таких пластин в их размере: камеру ровно уже не положишь - только на бок, и не каждая голова способна работать с ними. Некоторые пластины допускают установку только в одном положении. Логично использовать одни и те же съемные пластины со всеми головами и камерами, включая самые маленькие. Это не всегда идеально, но, как правило, более удобно.

Форма пластины не очень важна. В качественной голове любая съемная деталь будет удерживаться без люфта. С другой стороны, квадратная пластина позволяет быстро повернуть камеру на 900, что иногда необходимо, но и шестигранник неплох - головы под такие съемные крепления имеют дополнительные 300 в сторону (120 - 30 = 90). Некоторые съемные пластины могут перемещаться в голове по одной из осей, что позволяет точно балансировать камеру с объективом, в разрезе такое соединение - классический "ласточкин хвост".

Съемные пластины поднимают вопрос системности. Как и в случае с камерами, рассматривать один штатив не дальновидно. Важно оценить потенциал системы, включая аксессуары. И если производители поддерживают совместимость по типам резьбы, что не ограничивает вас в выборе любой головы к любому штативу, то съемные пластины служат своеобразным байонетом, хорошо хоть отсоединяемым от камеры. Однако перекреплять пластины на нескольких фотоаппаратах вам быстро надоест, поэтому головы все равно лучше выбирать от одной фирмы и одного типоразмера.

Производители
Я не обсуждаю в этой статье конкретные модели, их слишком много, но перечислю часть фирм, делающих штативы и моноподы.
Профессиональные серии штативов имеют:
Cullmann - германская фирма имеющая богатый опыт и продуманные конструкции.
Gitzo - французское производство в последнее время уделяющее много внимания штативам из композиционных материалов.
Manfrotto - итальянская фирма, наиболее хорошо представленная в России.
Slik - японские штативы, которые сделаны со вкусом и доступней по цене.
Uni-Loc - Необычные штативы из Великобритании.

Hama, Rekam, Soligor, Vivitar, Unomat и др. - делают любительские штативы. Я не встречал профессиональных штативов от этих фирм, хотя на многих из них можно увидеть четкие надписи "Professional".
Cambo, Foba, Rekam и др. - производят студийные штативы-колонны. Самыми технически сложными можно считать продукты Foba, самыми простыми, но и дешевыми - Rekam.

И в завершении о студии

Если у вас серьезная студия и вы часто снимаете на крупный и средний форматы, используя сразу несколько камер, то не пожалейте денег на штатив-колонну. Это устройство представляет собой мощную основу, часто на стопорящихся роликах, из центра которой поднимается высокая колонна. На колонну надета поперечная перекладина, которая напоминает скорее суппорт станка и перемещается по колонне с помощью маховика. На эту перекладину устанавливаются штативные головы или сразу фотоаппараты. Такой штатив позволяет вам спокойно стоять вплотную к камере, не думая о ножках, оперативно применять сразу несколько фотоаппаратов и буквально нависать над натюрмортом. Никто случайно не собьет штатив-колонну, просто исходя из массы, которая может превышать 100кг. Минусом, как всегда, является цена, но в случае серьезной студийной работы - штатив колонна будет радовать больше хороших софтбоксов. На колонну можно крепить специальный столик для объективов, кассет и т. п., что удобно, а с появлением цифровых приставок - компьютер. Студийные штативы-колонны - это целые станки для фотоаппаратов, достойные отдельного рассмотрения.


За всю вашу фотографическую карьеру у вас будет (было?) несколько штативов, голов и разных аксессуаров, и это хорошо. Идеального штатива на все случаи жизни не существует, более того, это на самом деле значит, что лучше всего иметь несколько штативов: для студии, для профессиональной деятельности на выезде и для пеших прогулок, плюс монопод. Можно сократить список, но он сам образуется, если вы не станете продавать прежние покупки. С течением времени штативы совершенствуются. Еще 10 лет назад об углепластиковых штативах мало кто слышал (но удочками пользовались все), 30 лет назад дерево встречалось довольно часто. Сегодня деревянный штатив - это эксклюзивное изделие, а современные треножники по многим показателям (диапазон высоты, жесткость, эргономика, универсальность, масса и др.) значительно лучше, чем раньше. Но только личный опыт использования штатива в конкретных ситуациях сформирует ваше окончательное мнение. Часто мы доверяем советам знакомых, но никогда не обращаем внимание на то, что эти знакомые снимают совсем не то, что мы. Как видно из этой статьи (если вам хватило терпения дочитать до конца) факторов влияющих на выбор штатива много; добавьте свои требования и посмотрите каталоги; затем оцените доступность и цену; теперь можно отправляться в магазин, а потом на первую съемку, чтобы в тысячный раз убедиться, что инженер, сидящий за столом, больше мыльницы ничего в руках не держал.

Каким бы ни был ваш штатив или монопод, даже самый разболтанный алюминиево-пластмассовый прогибающийся треножник лучше, чем ничего, так как, в противном случае, придется искать подходящую опору, а это весьма непросто, да и результат не очень поддается прогнозу. С другой стороны, дилемму снимать без штатива или нет, я всегда решаю в пользу нажатия на спуск - плохой кадр часто оказывается лучше, чем отсутствие всякого снимка. И здесь выбор за вами, как и в магазине.


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Новая вершина для Mountaineer(rus)
стрелка Tripods, Heads, and Quick Release(eng)
стрелка Tripod Heads(eng)
стрелка Tripods & Heads(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте