разметка
Камера среднего формата
Ваша реклама на нашем сайте
 ЖурналОбзорыКамерыОбъективыАксессуарыПокупки Большой формат
Форум
Фотографы
Ссылки
Поиск по сайту
стрелка Другие статьи раздела
стрелка [22/5/2004] Цифровые технологии в среднем формате
стрелка [28/4/2004] Чем подпереть средний формат. Штативы и моноподы. Часть вторая.
стрелка [16/4/2004] Чем подпереть средний формат. Штативы и моноподы. Часть первая.
стрелка [30/04/2003] Начальный бюджетный студийный свет.
стрелка [14/03/2003] Моторный привод SQ-I к камере Bronica SQ-Ai.
стрелка [24/01/2003] Fuji NPH 400 Professional
стрелка [20/12/2002] Смотровые планшеты

стрелка Новости в фотографии
стрелка [2/10/2005] Franke & Heidecke - продолжение фототрадиций Rolleiflex в Брауншвайге
стрелка [15/9/2005] Rollei - «10-я Санкт-Петербургская ФОТОЯРМАРКА»
стрелка [20/1/2005] Цифровые новинки от Rollei.

стрелка Фотограф выпуска

стрелка Олег Ванилар
    Рекламная, портретная и
     пейзажная фотография

Реклама
RB2RB2

стрелка Опрос читателей

 Фотография в вашей жизни является:

Профессией
Дорогим хобби
Отличным отдыхом
Способом убить время

стрелка Результаты
стрелка Архив журнала

Выпуск #6   [Аксессуары]  26/2/2004

Современные слайдовые пленки для среднего формата

Автор: Ярослав Амелин. Свободный фотограф (yaram@mail.ru)
Оригинал статьи: Специально для журнала M-Format
 

стрелка Количество страниц  1  2  

Современные слайдовые пленки для среднего формата
Современная профессиональная фотография немыслима без диапозитивных пленок. И хотя название "слайдовые" не совсем применимо к пленкам, оно настолько распространено, что я возьму на себя смелость использовать его постоянно.

Качество изображения, его цветопередача и насыщенность, своеобразный светотеневой рисунок слайдовых пленок, по-видимому, в ближайшие годы останутся недосягаемыми как для традиционных негативов, так и для цифровой фотографии.

В России в свободной продаже имеются пленки для среднего формата только типа 120. Это пленка шириной 61.5-62 мм, прикрепленная к бумажному ракорду и намотанная на пластиковую катушку. Светоизоляция осуществляется ракордом, который непрозрачен. На стандартную 120-ю пленку умещается 15 или 16 кадров формата 645, 12 - 6 х 6, 10 - 6х 7, 9 - 6 х 8, 8 - 6 х 9. При ручной перемотке и нарушении межкадровых промежутков экспонирований может быть как больше, так и меньше, но в основном указанные числа соблюдаются и находят отражение, как на упаковке, так и на ракорде.

Помимо пленки типа 120 для среднего формата в природе существует пленка типа 220 и пленка шириной 70 мм, которая может использоваться, например, в фотоаппаратах Mamiya RZ/RB со специализированными сменными магазинами. Пленка типа 220 в России не продается. Если вы ее все же встретили, то, скорее всего, это неофициальная поставка, или, проще говоря, кто-нибудь купил ее за границей и привез в чемодане. Интересно, что в некоторых московских фотолабораториях можно встретить расценки на обработку пленки этого типа.

Пленка 220 упакована в светонепроницаемую кассету без ракорда и по своему виду является увеличенной копией всем известной одноразовой кассеты для 35-мм пленки. Ширина пленки такая же, как и типа 120, но вот длина, за счет отсутствия ракорда увеличена. На пленку 220 помещается в два раза больше кадров для любого формата. В некоторых фотоаппаратах 645 с усовершенствованным механизмом перемотки возможно экспонирование еще одного дополнительного сюжета и в этом случае число кадров - 33. 33 кадра это реальная альтернатива 36 кадрам узкого формата, что еще больше сближает и так уже весьма автоматизированный 645-й формат с узким. Впрочем, и в 67 бывает 21 кадр вместо 20.

Пленку типа 220 можно использовать не во всех среднеформатных фотоаппаратах, но в их большинстве. Возможно, вам придется приобрести сменную вставку в магазин или специализированный магазин под тип 220. Почему такую пленку не продают в нашей стране, непонятно. Возможно, она дороже, чем две пленки 120; возможно производители стараются реализовывать на определенных рынках пленку устаревающего типа для того, чтобы не закрывать раньше времени специализированные производства; возможно, ее просто никто к нам не привез, как возможны еще целая группа причин или их комбинация. Но факт налицо - пленку типа 220 купить нельзя, и, видимо, ближайшая перспектива та же. Пленку шириной 70 мм тоже нельзя купить, но использовать ее можно весьма ограниченно, особенно если учитывать сложности при последующем сканировании, поэтому ее отсутствие менее критично, хотя и не менее неприятно.

Слайдовые пленки в России представлены тремя производителями: Agfa, Fuji и Kodak. При этом семейства слайдовых пленок у Fuji и Kodak очень обширны и имеют большую специализацию по видам работ. Сейчас я рассмотрю профессиональные слайдовые пленки, представленные этими производителями на нашем рынке и дам им свою субъективную оценку. Количественные показатели я приведу ниже в таблице. Многие профессиональные пленки имеют свои любительские версии, которые также можно встретить в продаже. Однако я не рассматриваю их в своем обзоре, по причинам, которые изложу позже.

Agfa предлагает российским фотографам свое усовершенствованное семейство слайдовых пленок, которые практически не специализированы по видам работ, хотя догадаться о назначении каждой несложно. У всех пленок Agfa есть своеобразный характер, который вы непременно узнаете, если использовали раньше материалы других производителей. Существует три пленки Agfa: Agfachrome RSX II 50 Professional, Agfachrome RSX II 100 Professional и Agfachrome RSX II 200 Professional. Далее я буду приводить сокращенные названия этих пленок.

Здесь я сразу оговорюсь, что по всем пленкам вы можете получить в силу ряда факторов другой результат или впечатление. Тут важно и как хранилась пленка, и как обрабатывалась, и как измеряет экспозицию конкретный фотоаппарат, и каково ваше субъективное мнение, цветоощущение и оценка действительности. Но я надеюсь, что, сравнив мое мнение со своими ощущениями и другими источниками, вы будете обладать информацией, которая позволит вам сделать выбор.

Agfa RSX II 50 - это самая насыщенная и самая низкочувствительная слайдовая пленка Agfa. Производитель рекомендует ее для пейзажей. Довольно высокий контраст, который характерен для пленок сильным насыщением цветов, в полной мере проявляется и на этом материале. Иногда мне казалось, что реальная светочувствительность этой пленки ниже заявленной, а цвета при легкой недодержке приобретают слишком грязноватый оттенок. Все это лечится экспокоррекцией в +1/3 ступени, хотя я вполне допускаю, что мне все время достают пленку из холодильника только после того как пару суток подержат над паяльной лампой. Все же приобретение пленки этой марки в разных местах в разное время года и при очевидном сроке годности, истекающем не менее чем через 12 месяцев, я полагаю, что она действительно менее чувствительна.

Agfa RSX II 50 - это не самая мелкозернистая пленка из всего семейства Agfa, подтверждают это и независимые источники. По современным меркам ее зернистость средняя, но еще каких-нибудь пять лет назад она была бы низкой. Это хорошая пленка, которая особенно хороша ценой (в формате 135) и не намного дешевле других (в формате 120). Я всегда покупаю ее для пейзажей, когда нет моей любимой Velvia 50.

Agfa RSX II 100. Эту пленку я бы назвал лучшей из всех трех произведений Agfa. Она менее контрастна, чем Agfa RSX II 50, у нее более спокойная цветопередача, и я нахожу ее наиболее подходящей для портрета. Иногда я думаю, что эта пленка уж больно напоминает цветную негативную по всем своим характеристикам, но конечно это все равно слайд. Если сюжет имеет существенные перепады яркостей, то Agfa RSX II 100 вполне применима.

Agfa RSX II 200 предназначена для съемки в сложных условиях освещения, может применяться для репортажа, но, если пытаться оценить ее объективно, она недостаточно чувствительна и слишком зерниста для такой чувствительности. Что с ней станет при push-процессе даже представить страшно, так как результаты обычной обработки не впечатляют. У этой пленки вы можете встретить нарушение цветопередачи и общую загрязненность цветов. Зато с ее помощью можно совершенно бледное лицо сделать почти смуглым, если недодержать на 1 ступень. Это достаточно жесткая пленка в плане светотеневого рисунка. Общее впечатление у меня сложилось плохое, но, возможно, вас эта пленка устроит больше. И пока вы не попробуете, вы не сможете согласиться или опровергнуть все, что я написал о ней.

Все пленки Agfa RSX II хорошо сканируются, основа материалов гибкая, не обладает существенной памятью деформаций и не электризуется чрезмерно. В целом это пленки высокого класса по доступной цене и все делаются в Германии. И еще одно несерьезное дополнение - у пленок Agfa самые красивые серебристые упаковки, которые всегда индивидуальны. То есть упаковок на пять пленок я не встречал, что говорит об ориентации этого производителя больше на любителей и небогатых профессионалов. Но поймите правильно - это действительно профессиональные пленки.

Компания Fujifilm производит слайдовые пленки с четким их дифференцированием по сферам применения. На момент написания этой статьи у нас продавали 5 видов слайдовых пленок fujichrome: Velvia 50 и Velvia 100F, 64T II Pro, Provia 100F, Astia 100 и Astia 100F, Provia 400F. Fuji MS 100/1000 встречается очень редко и я не буду давать ей характеристику, так как считаю ее некоторой пробой сил. Вы можете заметить, что я перечислил семь пленок, но те, что указаны попарно, находятся в стадии смены поколений, и, по сути, представляют одну пленку. Сегодня в продаже вы можете встретить одновременно обе пленки, хотя через полгода вам придется наблюдать коробочки с надписью "100F".

Fujichrome Velvia 50 - самая классическая из всех пейзажных слайдовых пленок. Много фотографов, снимающих природу и вообще на улице, отдают предпочтение этой пленке. И я их понимаю: очень насыщенные цвета, очень высокая резкость при чрезвычайно низкой зернистости. Некоторые фотографы снимают на нее практически все, включая портрет, что лично я не поддерживаю, хотя и не осуждаю. Цветонасыщение Velvia 50 настолько велико, что можно подумать, что фотограф все время применяет поляризационный фильтр. Хотя по бликам вы поймете, что это не так. Более спокойные фотографы называют этот материал кричащим и вызывающим, но мне очень нравятся пейзажи и сюжеты, основой которых является цвет, реализованные на этой пленке.

Высокое цветонасыщение Velvia 50 может быть еще больше увеличено легкой недодержкой и поляризационным фильтром, но будьте осторожны - вы можете сделать из синего неба практически черное. Недавно была выпущена новая пленка на основе Velvia 50 - Velvia 100F, получившая награду TIPA. Чувствительность новой пленки увеличилась вдвое, что весьма неплохо, а зернистость снизилась на ступень, то есть тоже вдвое. Можно сказать, что пленка стала в 4 раза лучше.

Среди массы достоинств Velvia 50 имеет небольшие недостатки: она почему-то стремится выгнуться в поперечном сечении наружу (скорее всего это связано с внутренними напряжениями, возникающими при удалении химикатов с одной стороны основы), что затрудняет сканирование; особенно при недодержке изображение становится чуть-чуть пурпурным, но самую малость, что легко корректируется. Эта пленка обладает теплотой, которая существенно лучше всякой синевы и зеленых оттенков, и которая усиливается, если вы снимаете сюжеты на закате, то есть при изменении цветовой температуры. С другой стороны, на длинных выдержках (больше 30 секунд) существенного изменения цветопередачи не происходит, хотя оно есть.

Velvia 50 - это великолепная пейзажная пленка для оптимистов, когда цвета должны быть реальнее реальных, а небо настолько синим, каким оно бывает только у небосвода с противоположной стороны от заходящего зимнего солнца, когда воздух чрезвычайно прозрачен. Но эта пленка весьма контрастна и не терпит экспозиционных ошибок. Если вы хотите проверить точность экспонометра своей камеры, то возьмите именно ее. Тени на слайдах будут настолько насыщенными, что вам может показаться, что в этих местах пленка не экспонировалась вообще. Конечно, вы можете регулировать проработку теней общей экспозицией, но в данном случае в ущерб светам. В конечном счете, эта пленка проверяет ваше умение управлять экспозицией как никакая другая, и как никакая другая предоставляет результат больший, чем ваши ожидания. Velvia 50 - останется в современной фотографии именем нарицательным, потому как впервые предложила идею невероятного цветонасыщения при сохранении высокого качества изображения.

На смену Velvia 50 уже выпущена Velvia 100F, которая при столь же высоком цветонасыщении обеспечивает еще лучшую цветопередачу. Особенно чувствуются эти улучшения при съемке источников освещения с различной цветовой температурой: практически сведена к минимуму зелень и прочие неприятные оттенки ламп дневного света и мощных галогеновых прожекторов. Конечно, степень цветового оттенка в источнике освещения вы можете регулировать экспозицией, а также проводить цветокоррекцию при сканировании, но намного приятней сразу получить хороший результат. По моим субъктивным оценкам Velvia 100F чуть теплее и чуть менее контрастна, чем Velvia 50, но столь же хороша. У этой пленки добавлен четвертый слой, который улучшает передачу проблемных цветов. Повышенная вдвое светочувствительность более привычна и вполне необходима для съемки с рук. В общем, похоже, что Velvia 100F достойная замена, однако она может больше напомнить Provia 100F. То есть, я говорю о некоторой потере своего индивидуального лица и, на мой взгляд, очевидной погоне за характеристиками E100 VS.

Fujichrome Provia 100F - одна из самых мелкозернистых пленок, имеющихся в продаже, когда я пишу эти строки, хотя уже есть Kodak Е 100 G, у которого по цифрам такая же зернистость и который мне кажется при рассмотрении в десятикратную лупу все же более зернистым. Provia 100F известна своим стабильным цветовым балансом, который пожалуй не в силах поколебать ни самые короткие, ни сверхдлинные выдержки, и который ответственен как в тенях, так и в светах. Мне кажется, что эта пленка передает цвета и их насыщенность ровно так, как я их воспринимаю. Если вам нужно запечатлеть что-либо таким, какое оно есть, то берите ее: даже белое и черное так и останется белым и черным. Интересно, что Provia 100F не склонна к приданию краскам заката излишней краснины, хотя, если учитывать падение цветовой температуры, она просто обязана это сделать. Эту пленку можно подвергать пуш-процессу до двух ступеней, хотя наилучшие результаты будут при повышении индекса экспонирования на одну ступень. Многие фотографы признают эту пленку умеренно насыщенной и с успехом применяют для съемки пейзажей, особенно с поляризационными фильтрами. Provia 100F сканируется без претензий. Пожалуй, это самая универсальная пленка из всего семейства Fuji.

Fujichrome 64T II Pro - единственная слайдовая пленка Fuji сбалансированная для съемки при искусственном свете (tungsten 3100K). Эта пленка базируется на технологиях Astia 100 и во многом схожа с ней, хотя я думаю, что цветопередача здесь все же не приглушенная, а нормальная. Я слышал очень много мнений об этой пленке вроде "Лучше снимать на "дневную" пленку с фильтром…" и "Ее плохо проявляют в лабораториях…", но тысячу раз убеждался, что все эти разговоры относятся к тому времени, когда в России только происходило становление профессиональных фотолабораторий и продавцов фотоматериалов. Это хорошая надежная пленка с невысокой чувствительностью, которая просто необходима фотографам, снимающим при постоянном свете в студии или интерьеры.

Fujichrome Provia 400F - высокочувствительная версия Provia 100F. Этой пленкой Fuji хочет заменить все высокочувствительные пленки вроде Provia 1600 и MS 100/1000. Судите сами: разорвав коробочку, вы обнаружите, что производитель позволяет экспонировать Provia 400F как 4800 с последующей пуш-обработкой в +3.5 ступени. Если честно, то я не рискнул экспонировать ее как 4800, а ограничился "всего лишь" 3200 внутри храма "Спас-на-Крови" в Санкт-Петербурге. Результат мне понравился с поправкой на чувствительность. Цветопередача осталась вполне точной, хотя и не очень насыщенной. Повышение индекса экспонирования до 800 ед переносится практически незаметно, а 1600 еще обеспечивает хорошее качество. Конечно, имейте в виду, что когда я говорю "хорошее качество", это все равно не качество Provia 100F, так как чувствительность 1600 можно признать экстремальной для слайдовой пленки и совершенно невозможной еще 15 лет назад. С другой стороны 3200 и 4800 - это скорее фантазии, чем действительно приемлемое качество. Площадь среднеформатного кадра, конечно, поможет, но я лично предпочту открыть диафрагму на ступень.

Provia 400F признана самой мелкозернистой из пленок подобной чувствительности и это неоспоримо. Зернистость не так заметна и после пуш-процесса. Но здесь многое зависит от сюжета. Так, например, мои съемки внутри храма (с рук) получились не очень зернистыми во многом потому, что вся внутренняя поверхность выложена мозаикой. В таком случае зерна пленки как бы совпадают с элементами изображения, и субъективно зернистость снижается. В случае съемки мягких тональных переходов на закатном небе или лице человека, зерно даже при номинальной чувствительности кажется мне большим.

Изучив разорванную коробочку Provia 400F дальше, вы обнаружите, что диапазон индексов экспонирования 400-4800, трансформируется в 125-1600 при съемке в условиях искусственного освещения, конечно, с применением корректирующего фильтра. Видимо съемка высокой моды была заложена разработчиками в этот продукт. Очевидно, что производитель ориентировался и на спортивную фотографию, откуда и все эти невероятные 4800 ед. Но спортивная фотография уже утонула в цифре и средний формат используется там в исключительных случаях. При сканировании вам придется бороться с зерном.

Во всех случаях это хорошая высокочувствительная пленка с честной цветопередачей, которую бы можно было рекомендовать как универсальную, если бы сегодня разница в зерне между пленками 100 и 400 не была бы столь огромной в отличие от негатива. Интересный момент: эту пленку рекомендуют для пейзажей. И я хочу особо подчеркнуть это для среднего формата. Все привыкли к использованию низкочувствительных пленок для природы, но у вас нет выбора, если вы находитесь не на земле. Другими словами это пленка для съемки пейзажей с движущихся опор вроде вертолетов, самолетов и катеров. Так как средний формат еще не обзавелся объективами со стабилизацией изображения, вам будет желательно использовать весьма короткие выдержки. Что-то около 1/1000с. Это означает совсем не пейзажную диафрагму 2.8 при ISO 100 или вполне приемлемую из-за отсутствия ближних планов 5.6, но при ISO 400.

Fujichrome Astia 100 производитель рекомендует для портретной и рекламной фотографии из-за точной передачи оттенков кожи. Цвета на этой пленке выглядят несколько приглушенными, хотя на самом деле часто они такие и есть. У этой пленки невысокий контраст и поэтому она великолепна при съемке людей. Эти же свойства не нравятся пейзажным фотографам особенно при съемках в пасмурную погоду. Оно и понятно - блеклые цвета не вызывают энтузиазма. С другой стороны я вполне допускаю Astia 100 для съемки пастельных пейзажей, а многие фотографы успешно используют эту пленку в интерьерной и архитектурной съемке, где часто желательно снизить контрастность и проработать теневые участки. Появившаяся совсем недавно Fujichrome Astia 100F скоро сменит Astia 100, которая, в общем-то, еще весьма молода. Зернистость Astia 100F поистине уникальна. Это самая мелкозернистая пленка в мире, превзошедшая даже лучшие образцы негативных носителей. Она в два раза менее зерниста, чем долго удерживавшая лидерство Provia 100F. Считается, что Astia великолепна для рекламной фотографии, та как может точно передавать оттенки кожи человека при высоком насыщении других цветов. Но если вы снимете натюрморт или пейзаж, то сразу поймете, что "высокое цветонасыщение" совсем не такое высокое как у Velvia, а весьма скромное. На пленки Astia можно снимать при искусственном освещении без применения компенсирующих фильтров. Желтый оттенок, конечно, появится, но может вам только помочь, если вы учитываете психологические эффекты от восприятия изображений. Это замечание особенно касается интерьеров и портретов "бледнолицых".

Для обеих Astia характерна высокая толерантность к отклонениям экспозиции. Вообще, надо заметить, что способность пленок сглаживать недочеты экспозамера в последнее время была сильно развита производителями. Если вы сканируете слайды, а большинство слайдов используют именно так, то можете делать брекетинг через ступень без опасения за результаты. Здесь два исключения: во-первых, это не касается пленок с высоким контрастом вроде Velvia 50, во-вторых, средний а, тем более, крупный форматы обладают способностью "заглядывать в тени", в отличие от узкого кадра. Поэтому шаг в ступень более уверен на рольфильме и листах. И еще несколько пояснений. Сканер может в определенных пределах "регулировать экспозицию изображения", сильнее или слабее просвечивая слайд лампой (или регулируя скорость движения матрицы). На длинных выдержках (более 1 с.) небольшое изменение экспозиции менее заметно, чем на выдержках основного диапазона. Так или иначе, необходимость экспокоррекции в 1/3 ступени при съемке даже на контрастный слайд на современном этапе развития пленок вряд ли может быть реально обоснована.1/2, 2/3 или даже 1.0 - вот с чего надо начинать.

Наибольшее разнообразие слайдовых пленок предлагает Kodak, но когда вы разберетесь во всем ассортименте, то сразу поймете "хитрость" этой организации - она просто добавляет новые пленки к все еще выпускающимся старым. Сейчас мы можем одновременно купить пленки современного поколения: Kodak E100 G, E100 GX; пленки предыдущего поколения: Kodak E100 S, E100 SW, E100VS, E200; пленки позапрошлого поколения: Kodak 64, 100, 100 Plus, 400x; и пленки для искусственного света, которые всегда стояли особняком: Kodak 64T и 160T. При этом здесь царит страшная путаница, так как, например, Kodak E100VS перешла в современное поколение, просто сменив дизайн упаковки на новый и, поэтому, она и старая и новая одновременно. Вы узнаете новые пленки по снизившейся зернистости, малой реакции на длительные выдержки, но не отличите по цене.

Причина такой консервативности лежит и в привычках фотографов, и в налаженных производствах, и в отработанных процессах проявки. Некоторые светописцы просто игнорируют все технические усовершенствования пленок и довольствуются старыми материалами, полагаясь на их "непревзойденность". Конечно же, Kodak 64 ужасна по современным меркам, но если у вас не будет выбора, то придется снимать и на нее, что все равно лучше, чем не снимать вообще.

стрелка Количество страниц  1  2  


©2002 Все права принадлежат авторам статей. Любое использование перевода без разрешения администрации сайта M-Format запрещено. По вопросам, связанным с использованием материала, пишите на pr@mformat.com

Обсудить статью в форуме

стрелка Ссылки по теме
стрелка Еще раз о пленках. Журнал PhotoWeb.ru(rus)
стрелка 120/220 пленки для среднего формата(eng)
Редакция Новости Фотограф Форум Журнал Обзоры Камеры Объективы Аксессуары Покупки Большой формат
0
© 2002 Konopkine Alexei
e-mail:pr@mformat.com
All rights reserved.
Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Ваша реклама на нашем сайте